ЗАДОНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЗАДОНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Липецкой епархии находится в центре города Задонска Липецкой области. Основан, как полагают исследователи, в 1610–1615 гг. Первоначально назывался Тёшевским (место при впадении реки Тёшевки в Дон дало имя обители и монастырскому селу – предшественнику Задонска), с 1620 гг. – Задонским, т.к. расположен за Доном, если следовать из Москвы. При возникновении Воронежского наместничества в 1779 г. «Тешевка вместо своего названия наименована уже по монастырю Задонском, и сие имя в числе уездных городов осталось». Со времени основания именовался в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, с 1990 г. – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Евгений (Болховитинов) писал, что «о начале» Задонского монастыря «подлинных и ясных известий нет», в «Описании Воронежской губернии» упоминал лишь писцовую книгу Засосенского стана Елецкого уезда 7135 (1627) г., содержащую сведения о Задонском монастыре. Другой летописец временем основания читал 1620 гг. В 1915 г. историк Сергей Николаевич Введенский установил, что именно Задонский монастырь под именем Тёшевского впервые упоминается в платёжных книгах Засосенского стана Елецкого уезда от 7123 (1615) г.: «Монастырь Тёшевской на берегу реки Дону, устье речки Тёшевки. За монастырём, под Тёшевским лесом, слободка Тёшевская на речке Тёшевке на верхах, а в ней на монастырской жеребей пашни паханые четверть с осьминою». Первое описание Задонского монастыря  есть в писцовых книгах Засосенского стана Елецкого уезда 1628–1630 гг.: «Монастырь Тёшевской на реке на Дону усть речки Тёшевки под Тёшевским лесом. Ограда древена, ворота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь во имя Пресвятыя Богородицы Стретение Владимирския иконы, а церковь поставлене и в церкви оброзы местные и книги и ризы и у церкви колокола и всё церковное и монастырское строение дву старцев Кирилла да Герасима. Да в монастыре келий: келья чернаго попа Геласея, келья старца Мисаила, келья старца Иева. За монастырем слободка Тёшевка под Тёшевским лесом на верхах» (Российский государственный архив древних актов). Старцы Кирилл и Герасим считаются основателями монастыря, однако в 1627 г. в числе братии они уже не значились («в монастырском Синодике они написаны в схимонасех, но точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось»). Старцы Кирилл и Герасим «пришли (быть может, даже по благословению патриарха Гермогена)» из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери монастыря (на их возможную связь с московской обителью указывает и посвящение храма Задонского монастыря – в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Другую историю основания Задонского монастыря  изложил, используя свидетельства старожилов, архимандрит Досифей (Немчинов): старцы Кирилл и Герасим были насельниками Даншиной (Донщинской) Преображенской пустыни, в нескольких верстах от устья Тёшевки (в 12 км от Задонска). По преданию, икону, явленную на колодце близ Тёшевки, несколько раз забирали в Даншину пустынь, но она вновь обреталась на Тёшевском колодце. Тогда монахи Даншиной пустыни переселились в устье Тёшевки, основав здесь Задонский монастырь.

 



 
PR-CY.ru