ЗАХАРИЯ

ЗАХАРИЯ (XIII–XIV вв.?) – постник, преподобный, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (память 24 марта, 28 августа – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Согласно рукописи предположительно второй половины XVII в., содержавшей «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», которая была известна архиепископу Модесту (Стельбицкому), Захария был строгим постником, ел раз в день после захода солнца, никогда не вкушал ничего варёного или печёного. Захария неоднократно сподоблялся видения ангелов и был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Мощи Захарии почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. О них упоминается в «Тератургиме» иеромонаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архимандрит Варлаам (Ясинский; 1684–1690 гг., впоследствии Киевский митрополит) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Захария прославляется в третьем тропаре шестой песни канона преподобным отцам Дальних пещер Есть отдельные тропарь и кондак преподобному. Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во второй половине XIX в. В XVIII–XIX вв. Захарию отождествляли с отроком Захарией (см. Иоанн и Захария, преподобные, Киево-Печерские), который упоминается в пятом Слове Киево-Печерского патерика, где повествуется о чуде в монастырской Успенской церкви перед иконой Божьей Матери в конце XI в. В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Захарии сказано: «Сед, брада доле Сергиевой, на главе клабук, риза преподобническая багор, испод киноварь разбелной, руки у сердца, длани вверх» (Библиотека Академии Наук, «левыя страны» 41-й). На надгробной иконе 1840 гг. работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки Захарии в Дальних пещерах, согласно тропарю преподобному («Постническаго ради твоего жития…»), Захария изображён по пояс, вполоборота влево, средовеком с правильными чертами лица, со впалыми щеками и с русой бородкой средней величины, раздвоенной на конце, облачён в схиму, на голове куколь, на прижатой к груди деснице четки, левая рука ладонью выставлена вперед; вокруг нимба надпись: «С: Пр(д)б. Захарiй постникъ».

 



 
PR-CY.ru