ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА - Страница 3

В апокрифической литературе часто встречаются религиозные заповеди блаженства (1 Енох. 58:2; 81:4; 82:4; 99:10; 103:5; 2 Енох. 41:1; 42:6–14 (девять заповедей); 44:4; 48:9; 52:1–14 (семь заповедей); 61:3; 62:1; 66:7; 4 Макк. 18:9). Во многих случаях заповеди блаженства связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели пророка Илию (Сир. 48:11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа. Среди кумранских находок исследователи встречают фрагменты некоего произведения, содержащего серию из нескольких заповедей блаженства. Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но, по мнению исследователей, произведение могло быть составлено около 200 г. до н.э. В заповедях блаженства доминирует тема премудрости (ближайшие параллели – Сир. 14:21–27 и Притч. 3:13; 8:32–34, а также Пс. 15). В целом сочинение, как полагают исследователи, представляло собой обращение к праведнику, который противостоит грешникам. Лексический анализ показал исследователям, что оно принадлежит к кругу сектантской литературы. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумранских заповедей блаженства (восемь кратких строф и одна длинная) в структурном отношении близка к заповедям блаженства в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной литературной формы в межзаветный период. В раввинистической традиции заповеди блаженства встречаются редко и, в основном, копируют ветхозаветные оригиналы (но есть и особые восхваления отдельных раввинов). В Новом Завете есть 37 примеров заповедей блаженства (Мф. 5:3–11; 11:6; 13:16; 16:17; 24:46; Лк. 1:45; 6:20–21 (дважды), 22; 7:23; 10:23; 11:27–28; 12:37, 43; 14:15; 23:29; Ин. 20:29; Рим. 4:7–8; 14:22; Иак. 1:12; Откр. 1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф. 5:3 = Лк. 6:20b; Мф. 5:4 = Лк. 6:21b; Мф. 5:6 = Лк. 6:21a; Мф. 5:11 = Лк. 6:22; Мф. 11:6 = Лк. 7:23; Мф. 13:16 = Лк. 10:23; Мф. 24:46 = Лк. 12:43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим. 4:7–8 = Пс. 32:1–2). Таким образом, в Новом Завете содержится 28 новых заповедей блаженства. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные заповеди блаженства не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование – Откр. 1:3; 22:7). Шесть новозаветных заповедей блаженства имеют параллели в апокрифическом «Евангелии Фомы». Кроме того, в этом апокрифе содержится ещё шесть особых заповедей блаженства, приписываемых Иисусу Христу.



 
PR-CY.ru