ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА – литературная форма, характерная для литературы Древнего мира, особенно для библейской и постбиблейской традиций, представляющая собой разновидность благословения. В узком смысле – общее наименование восьми речений Господних в Нагорной проповеди (Мф. 5:3–10; ср.: Лк. 6:20b–21). Название происходит от начальных слов «блажен/блаженны» (евр. букв. – воистину счастливы). Обычно заповеди блаженства строятся по схеме: вводная формула «блажен тот, кто...» (или «блаженны те, кто...») и описание восхваляемого качества или образа действий. В греко-римской традиции «блаженными» изначально назывались преимущественно языческие боги. Древнейшие аналоги библейских заповедей блаженства, относящихся к людям, встречаются в гомеровских гимнах «К Деметре» – «Блажен из людей земнородных, кто благосклонной любви от богинь удостоится славных», «К музам и Аполлону» – «Блажен человек, если Музы любят его: как приятен из уст его льющийся голос!». Чаще всего в античных заповедях блаженства восхваляются те, кто обладают богатством и мудростью. Аристотель, разбирая понятие «блаженство», одним из первых использовал выражение «восхваление блаженства» в качестве технического термина. В библейской и постбиблейской традициях наименование «блаженный» к Богу обычно не относится (исключение в Новом Завете: 1 Тим. 1:11; 6:15). По отношению к людям формулы «блаженства» употребляются в трёх контекстах: 1) в бытовых восхвалениях человека, обладающего богатством, красотой, знатностью и т.п. (например, в 3 Цар. 10:8 царица Савская восхваляет подданных царя Соломона; ср. слова апостола Павла о самом себе в Деян. 26:2); 2) в ироническом смысле (например, в 1 Енох. 103:5–6: «Блаженны грешники, они видели все свои дни, и теперь они умерли в счастье и в богатстве»); 3) в религиозном контексте (многие исследователи к особой категории относят заповеди блаженства, связанные с восхвалением мудрости, однако в библейской традиции понятие мудрости всегда фигурирует в религиозном контексте).

 



 
PR-CY.ru