ЗОЛОТАРЁВ Карп Иванов - Страница 3

После августа 1689 г. (попытка захвата власти царевной Софьей, падение В.В. Голицына) эти работы были прерваны, а 1 сентября 1689 г. К.И. Золотарёв был уволен из Посольского приказа. Однако уже в июне 1690 г. он вернулся на прежнее место с жалованьем 50 руб. По мнению исследователей, тогда под его руководством был создан последний из иконостасов для Новодевичьего монастыря – в церкви Варлаама и Иоасафа под колокольней (отдельные иконы в филиале Исторического музея «Новодевичий монастырь»). В 1691 г. художник украсил рукопись «Книги о мельничном строении». Тогда же вместе с Иваном Рефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника Петра Михайловича Долгорукова. К.И. Золотарёв работал по заказу Патриаршего приказа: в ноябре 1692 г. расписывал «золотом и красками» печатный антиминс «в соборную Успенскую церковь», а год спустя написал миниатюры с образами евангелистов, заставки и буквицы в новом печатном Евангелии для Успенского собора в Кремле. В 1692 г. возобновились работы в Донском монастыре, и К.И. Золотарёву было поручено закончить резьбу и иконы для иконостаса собора. В 1693–1694 гг. дядя Петра I боярин Лев Кириллович Нарышкин привлёк К.И. Золотарёва к украшению церкви Покрова Пресвятой Богородицы в своём подмосковном селе Фили. По рисунку мастера был выполнен резной иконостас верхнего храма (сохранился полностью), иконы для которого были написаны с его участием (две иконы местного ряда имеют авторскую подпись; Музей Андрея Рублёва). В 1694 г. К.И. Золотарёв подрядился выполнить иконостас для Троицкой церкви на московском дворе боярина Андрея Артамоновича Матвеева, но не успел до конца года выполнить работу, очевидно, из-за большой загруженности подобными заказами. В 1697 г. мастер делал иконостас (не сохранился) для церкви Спаса в Уборах, подмосковной вотчине Петра Васильевича Шереметева, который при строительстве этого храма взял за образец церковь в Филях. После смерти художника думным дьяком Митрофаном Петровичем Тугариновым в Соловецкий монастырь для поминовения души К.И. Золотарёва были вложены иконы, в том числе незаконченные. В 1702 г. были проданы принадлежавшие семье харчевенная изба и квасное место в Земляном городе у Тверских ворот. К.И. Золотарёв был на редкость универсальным и разносторонне одарённым мастером, оставившим яркий след почти во всех сферах русского изобразительного искусства последней четверти XVII в. Под его руководством были созданы замечательные по красоте и пышности интерьеры многих храмов московского, или нарышкинского, барокко, подчинённые единому замыслу мастера. С именем К.И. Золотарёва связан особый «живописный» стиль русской иконы конца XVII в., ориентированный на западную художественную традицию.



 
PR-CY.ru