ЗОЛОТАРЁВ Карп Иванов - Страница 2

Весной 1681 г. К.И. Золотарёв был отправлен на Украину «ради описания церковных чертежей». Эта поездка была вызвана желанием молодого царя Фёдора Алексеевича строить в Москве храмы по украинскому образцу. К.И. Золотарёв посетил Киев, Батурин, Переяслав, Нежин, Глухов и «иные малороссийские городы». Его чертежи повлияли на облик строившегося тогда храма Воскресения Христова на Пресне на Государевом дворе и на возникновение нового архитектурного стиля, так называемого нарышкинского барокко. В связи со смертью Фёдора Алексеевича (1682 г.) церковь на Пресне не была достроена, но художественный замысел позднее был воплощён в Большом соборе Донского монастыря (1684–1692 гг.). В 1683 г. К.И. Золотарёв перешёл из Оружейной палаты в Посольский приказ, находившегося в ведении сподвижника царевны Софьи Алексеевны Василия Васильевича Голицына, который оказывал ему покровительство. Вскоре К.И. Золотарёв возглавил золотописную мастерскую Посольского приказа и стал получать огромное по тем временам жалованье – 138 руб. 26 алтын в год. Поскольку В.В. Голицын осуществлял обширное строительство в Новодевичьем монастыре и в подмосковном Измайлове, он активно привлекал мастера. В годы правления царевны Софьи К.И. Золотарёв стал писать для храмовых иконостасов вошедшие в моду при дворе иконы на дереве, в живописном (с использованием масляных красок), а не традиционном иконописном стиле. По рисунку и под началом К.И. Золотарёва был вырезан иконостас для надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря (1684 г.). В 1687 г. он с большой группой живописцев принял участие в золочении и написании икон (сохранились полностью). К весне 1686 г. был готов аналогичный иконостас в Успенской трапезной церкви (отдельные иконы хранятся в филиале Исторического музея «Новодевичий монастырь»). С декабря 1687 г. под руководством и по рисунку К.И. Золотарёва изготовлялся резной золочёный иконостас для церкви Иоасафа, царевича Индийского, в дворцовом селе Измайлове (храм разобран, иконостас не сохранился), там же К.И. Золотарёв вызолотил три креста на главах (1688 г.). В те же годы при его активном участии были выполнены в резной и иконописной части иконостасы верхнего храма в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (сохранились полностью) и в церкви в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» в селе Чёрная Грязь (1686 г., не сохранились) – подмосковных вотчинах В.В. Голицына. При царевне Софье К.И. Золотарёв постоянно выполнял чертежи для изготовления дворцовой мебели на европейский манер. В 1689 г. для «царской потехи» также сделал «мартышкино место» – клетку для обезьянки в дворцовых покоях. Жил К.И. Золотарёв в приходе Вознесенской церкви у Никитских ворот. Летом 1688 г. его двор сгорел. На пожарное разорение художнику было выдано значительно больше денег, чем полагалось в таких случаях, – 30 руб. В том же году он получил задание на выполнение резьбы и икон иконостаса новопостроенного Большого собора Донского монастыря.

 



 
PR-CY.ru