ЗОЛОТАРЁВ Карп Иванов

ЗОЛОТАРЁВ Карп Иванов (около 1656 – около 1700 гг.) – русский живописец последней четверти XVII в. Работал в Оружейной палате и в золотописной мастерской Посольского приказа, которую возглавлял в течение нескольких лет. В возрасте 11 лет поступил в обучение живописному делу к Ивану (Богдану) Салтанову и, по мнению учителя, к 1673 г. вполне освоил мастерство. Тогда же на Пасху К.И. Золотарёв преподнёс царю свои первые самостоятельные работы: «Персону осязание» (изображение аллегорической фигуры, олицетворяющей одно из пяти чувств) и десять расписных древок «тощих потешных». В последующие годы был занят традиционными для придворного живописца работами: расписывал знамёна, например, сотенное знамя, поднесённое им царю на Пасху 1677 г., где был изображён «грозный воевода архистратиг Божий Михаил на коне с оба лица, золотом, серебром и разными красками, а на коймах подписаны подписи золотом» (не сохранилось), киоты, кресты, ларцы, сундуки, пасхальные яйца, а также писал на холсте евангельские притчи и апостольские проповеди для украшения покоев и церквей царского дворца. Как и его учитель, К.И. Золотарёв умел писать на стекле: в 1677 г. для царя расписал золотом два стаканчика хрустальных, в 1682 г. написал на стекле икону «Воскресение Христово» для дворцовой церкви Воздвижения Креста. Будучи придворным живописцем, К.И. Золотарёв обязан был писать портреты. В 1677/1678 г. по заказу царя Фёдора Алексеевича написал портрет патриарха Иоакима (Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник) с автографом, повторенным в XVIII в. В 1679 г. К.И. Золотарёв с живописцами Иваном Мировским, Яковом Ивановым, Василием Познанским и Автономом Ивановым золотил резной деревянный иконостас для новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в царской подмосковной резиденции – селе Измайлове, писал иконы, а также расписывал печи в царских хоромах. Золочение и роспись резных иконостасов дворцовых храмов были одним из основных его занятий. В разные годы он украшал иконостасы церквей: преподобного Сергия в подмосковном царском селе Воробьёве (1681 г.), великомученицы Екатерины (1685 г.) и преподобной Евдокии в Московском Кремле (1687 г.). Кроме того, К.И. Золотарёв выполнял чертежи иконостасов: по его рисунку в 1681 г. был сделан иконостас для дворцовой Распятской церкви. В 1680 г. вместе с Познанским украшал живописными панно и плафонами на сюжеты из Нового Завета Потешный дворец, где размещался придворный театр. Тогда у К.И. Золотарёва уже появился ученик – Назар Игнатьев Попов. Позднее у него учились Пётр Семёнов Золотой, Иван Акимов, Назар Фёдоров, Логин Михеев. К тому времени жалованье художника достигло 43 руб. 26 алтын.

 



 
PR-CY.ru