ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Локализация Алексиевского монастыря на месте Зачатьевского монастыря подтверждается (кроме археологических данных) рядом прямых свидетельств источников, прежде всего, жалованной грамотой царя Михаила Фёдоровича от 6 августа 1623 г. (находилась в архиве Зачатьевского монастыря, известна в цитатах исследователей XIX в.). В свою очередь, она подтверждается размещением Алексиевского монастыря в XVI в. за ручьём Черторыем (т.е. за границами Белого города): многие летописи упоминают построенный в монастыре каменный храм в списке церквей, возведённых в Москве и её ближайших окрестностях начиная с 1514 г. итальянским мастером Алевизом Фрязином, как «церковь Алексей святый человек божей в девичьи монастыри за Черторьею…» (Полное собрание русских летописей). В церковной традиции до начала XIX в. Алексиевский монастырь и Зачатьевский монастырь считались разными обителями, не имевшими преемственности (Институт российской истории), со второй половины XIX в. ранняя история Алексиевского монастыря отождествлялась с Зачатьевским монастырём (Иван Егорович Забелин, Василий Васильевич Зверинский, Иван Фёдорович Токмаков, Александр Михайлович Ратшин, Л.П. Смирнов, Е.В. Ушакова и др.). Историю переноса Алексиевского монастыря излагает жалованная грамота 1623 г. царя Михаила Фёдоровича. Согласно этому источнику, в годы правления великого князя Ивана IV Васильевича «на том зачатейском месте был монастырь Олексея человека Божия и к тому де монастырю дана была вотчина и на ту вотчину была у них жалованная грамота и после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье». Из этого текста исследователи делали вывод, что событие произошло в царствование Василия III Ивановича или Ивана IV, сопоставляя перенос обители с пожаром 1508 г. и постройкой каменного собора в монастыре после 1514 г., с пожаром 1547 г., с набегом Девлет-Гирея в 1571 г. Грамота 1623 г., говоря о переносе в Чертолье, «в каменный город», отражает ситуацию своего времени, а не середины XVI в. (Белый город строился в 1585–1591 гг.). Последнюю версию поддерживают материалы некрополя Зачатьевского монастыря, где обозначена лакуна 1570 – начала 1580 гг. Грамота 1623 г. сообщает об устроении на Остоженке по инициативе царя Фёдора Ивановича (1584–1598 гг.) и царицы Ирины Фёдоровны Зачатьевского монастыря с храмом в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы «да в пределех свои ангелы святаго великомученика Федора Стратилата и святыя мученицы Ирины» и с церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Алексия Московского. Замысел учредить обитель на месте ранее основанной святителем Алексием, с престолами в честь Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы, а также с приделами во имя небесных покровителей царя и царицы, может рассматриваться как часть общей моленной программы царя Фёдора Ивановича и царицы Ирины о рождении наследника.

 



 
PR-CY.ru