ЗРЗЕ - Страница 2

В настоящее время в живописи собора выделяется два слоя. Фрески первого слоя (1368/1369 г.), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На западной стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав преподобному Пахомию» и «Причащение преподобной Марии Египетской». На северной и южных стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в том числе редкая и никогда раньше не включавшаяся в него композиция «Недрёманное Око»). В нижнем регистре стен, отделённом от этих композиций рядом с поясными изображениями святых, – фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ – мученика Варвара. По мнению исследователей, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии середины – второй половины XIV в. и отличаются подчёркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов. В XVII в. фрески были записаны, в 1962–1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535–1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены великомученик Феодор Тирон и мученик Феодор Стратилат, в верхнем – сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарём находится редкий по иконографии образ трёхликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.), из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Хиландаре (1318–1320 гг.), из церкви Преображения Господня в Зарзме (середина XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи первой половины XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл святителя Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета». В 1393/1394 г. митрополит Иоанн написал для иконостаса Зрзе образ Христа Жизнодавца (ныне в Музее Македонии, Скопье), на котором Спаситель изображён монументально: Его фигура отличается «внутренним напором форм, напряжённым и сияющим объёмом, насыщенным глубоким колоритом». Икона близка к созданным митрополитом Иоанном фрескам церкви св. апостола Андрея Первозванного, расположенной недалеко от Скопье (1388–1389 гг.). Стиль иконы определяется местной традицией и использованием её автором столичных приёмов иконописания. В 1421/1422 г. иеромонах Макарий написал для того же иконостаса образ Пресвятой Богородицы Пелагонитиссы (впоследствии чудотворный; ныне в Музее Македонии), имевший прототип XIII в. Вместе с помощниками Макарий написал также 15-фигурный Деисус. Художник меньшего дарования, чем его брат, он в своём творчестве (помимо указанных икон ему принадлежат фрески церкви Богоматери в монастыре Любостиня; между 1402 и 1405 гг.) стремился к точному повторению манеры последнего.



 
PR-CY.ru