ЗАЛОГ - Страница 2

Вручавшийся новорукоположённому неосвящённый хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохранялась практика совершения литургии по мере необходимости на многих Агнцах и Чашах); архиерей подавал его новорукоположённому в молчании, и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору. Однако в XV в. в качестве Залога ставленнику стали вручать уже освящённый Агнец, и тогда же появились те слова при его вручении, которые сохраняются до настоящего времени. Классическое толкование новой практике даёт Симеон Солунский: «Когда архиерей запечатлеет и совершит Святые Дары призыванием Божественного Духа, тогда рукоположённый (пресвитер) опять призывается к нему. И, взяв второй, совершенно освящённый, Хлеб правой рукой, архиерей даёт его рукоположённому, сложившему руки крестообразно, в знамение божественного страдания и того, что Распятый пригвождён за нас руками, и говорит: «Прими сей Залог и сохрани его до пришествия Господа, ибо Он востребует его от тебя». Это исполнено всякого страха, ибо показывает, что (пресвитер) делается строителем Таин Божиих и принимает для священнодействия не иное что, но живой Хлеб – Иисуса, и священство Его, и что в виде Залога вверяется ему Сам Христос, и поэтому посвящаемый должен блюсти сие, а именно – священство и самого себя – непорочным, потому что именно это востребует от него Сам Господь». Афанасий Захарович Неселовский подвергал критике как само изменение практики, так и процитированное толкование, поскольку из них следует, что «священнодействие совершается над «живым Хлебом», над Самим Иисусом Христом. Но... хлеб становится «живым Хлебом»... лишь после совершения священнодействия, другими словами, «Хлеб живой» есть следствие священнодействия, но вовсе не над таким хлебом оно совершается». Тем не менее, исследователи отмечают, что схожая с установившейся в XV в. практика зафиксирована уже в «Апостольских постановлениях», составленных около 380 г.: здесь говорится о том, что после хиротонии во епископа один из рукополагавших его архиереев вручает ему в руки Жертву, т.е., по мнению исследователей, освящённый Хлеб, т.к. совершать литургию предписывается только на следующий день (другие литургико-канонические правила той эпохи говорят о совершении литургии сразу после епископской хиротонии).

 



 
PR-CY.ru