ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ - Страница 2

На Руси получило распространение греческое дометафрастово Житие. Мощи мучениц из гробницы на Аврелиевой дороге были перенесены Римским папой Павлом I (757–767 гг.) в построенную им церковь св. Сильвестра на Марсовом поле; в 756 или 758 г. часть их была подарена монастырю св. Иулии в Брешии, основанному лангобардским королём Дезидерием. В 777 г. мощи были перенесены Страсбургским епископом Ремигием из Рима в Эшо (Эльзас), где находятся до настоящего времени. Эшо стал центром распространения почитания мучениц в Германии. В Х в. в честь них немецкой монахиней Гросвитой была написана драма «Sapientia». В большинстве западных календарей память мучениц отмечена 30 сентября, в Мартирологе Узуарда – 1 августа, в Римском Мартирологе – дочери указываются 1 августа, а София – 30 сентября. В современных греческих и русских календарях их память празднуется 17 сентября, хотя в древнейших византийских памятниках в этот день отмечалась память мучениц Софии и Ирины. В Типиконе Великой церкви IX–X вв. и в некоторых синаксарях память Софии и её дочерей относилась к 1 августа. В Минологии императора Василия II конца Х в. краткое Житие мучениц помещено под 16 сентября. В переводах, выполненных в Болгарии и Древней Руси, имена дочерей были заменены славянскими эквивалентами, что прочно вошло в традицию, несмотря на сохранение греческих форм их имён в ряде последующих переводов (например, нестишной Пролог второй редакции). В некоторых рукописях была предпринята попытка перевода имени Софии – «Премудрость» (например, Карпинское Евангелие, XIII в.). В домакариевских Минеях Четьих Житие мучениц помещено под 29 июля (Российская государственная библиотека, последняя четверть XV в.), в Великих Минеях Четьих – под 30 июля и 17 сентября. Память мучениц отмечена в месяцеслове греческого Евангелия IX–X вв., без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе конца XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием преподобного Феофила. Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан. В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поётся только тропарь Воздвижения. Последование мученицам в современных богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак первого гласа, канон мученицам первого гласа, творение Феофана, с акростихом, цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и другой цикл стихир.

 



 
PR-CY.ru