ВИТТЕ Сергей Юльевич

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849–1915 гг.) – граф, российский государственный деятель. Из семьи голландского происхождения, с XVI в. состоявшей на русской службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди генерала Ростислава Андреевича Фадеева, военного историка и публициста, благодаря которому С.Ю. Витте в юности усвоил славянофильский взгляд на русскую государственность. В 1866 г. С.Ю. Витте сдал экстерном выпускные экзамены в Кишинёвской гимназии и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1870 г. Работал в дирекции государственной Одесской железной дороги. Через год в чине коллежского секретаря перешёл в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. В 1874 г. назначен чиновником сверх штата в Департамент общих дел Министерства путей сообщения (МПС), одновременно проходил службу в разных должностях на Одесской железной дороге. 1 июля 1874 г. получил чин титулярного советника. В 1877 г. уволился из МПС и был назначен помощником управляющего по движению и начальником эксплуатации Одесской железной дороги. С 1880 г. – начальник эксплуатации, с 1886 г. – управляющий Юго-Западных железных дорог. В 1883 г. С.Ю. Витте опубликовал сочинение «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1881 г., после убийства народовольцами императора Александра II, направил письмо генералу Р.А. Фадееву с предложением начать борьбу против «анархистов» и создать с этой целью законспирированную организацию. Письмо попало к императору Александру III. Весной 1881 г. с согласия власти была создана «Священная дружина», С.Ю. Витте вызвали в Санкт-Петербург, где он принёс присягу верности и был назначен главой «дружинников» в Киевском районе. Из-за плохой организации и разнородного состава «Священная дружина» через год распалась, С.Ю. Витте вышел из неё ещё раньше. 10 марта 1889 г. был назначен директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и получил чин действительного статского советника. Был ведущим специалистом при составлении таможенного тарифа 1891 г., сыгравшего значительную роль во внешнеторговой политике России. 15 февраля 1892 г. назначен управляющим МПС, продолжил политику сосредоточения железных дорог в руках государства путём выкупа частных дорог и казённого железнодорожного строительства. 30 августа 1892 г. назначен управляющим Министерства финансов. 1 января 1893 г. получил чин тайного советника, был утверждён в должности министра финансов и назначен членом комитета Сибирской железной дороги. Во многом благодаря его энергичным действиям была успешно завершена «таможенная война» с Германией: 29 января 1894 г. между Россией и Германией был подписан договор о торговле и мореплавании.

 



 
PR-CY.ru