Словарь по христианству В ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ - Страница 4

ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ - Страница 4

Врачевальные молитвы могут располагаться как по отдельности, так и тематическими группами. По мнению исследователей, строгой систематизации они не поддаются, т.к. одна и та же молитва встречается в разных редакциях; несколько молитв могут объединяться в одну и т.д. Некоторые из этих молитв вошли в состав чинопоследования таинства елеосвящения (в том числе наиболее распространённая молитва о больном). Ряд молитв, сохранившихся в рукописях, предназначены для чтения в конкретных случаях: при болезнях головы, глаз, над онемевшим, на исцеление зубов, при кровотечении, при болезнях сердца, при регургитации, при укусе змеи или бешеной собаки, при «огневице» (горячке), от бессонницы и проч. Далеко не все эти молитвы носят подлинно церковный характер; среди них нередко встречаются апокрифические тексты, являющиеся, по сути, заговорами или заклинаниями, за которыми не стоит вера в помощь Божью. Именно поэтому бóльшая часть этих молитв не входит в печатные богослужебные книги. Допуская чтение молитв, которые не содержат апокрифических элементов, церковь осуждает употребление тех (часто встречающихся в различных пособиях по «народному целительству» и т.д.), в которых христианские имена и понятия используются лишь для прикрытия магической основы. Кроме чина таинства елеосвящения в современных богослужебных книгах приводится особый чин молебного пения о болящих, который состоит из обычного начала, Пс. 70, Символа веры, мирной ектении с особыми прошениями, тропаря четвёртого гласа и кондака второго гласа чтений (прокимен из Пс. 6, Иак. 5:10–16, аллилуиарий из Пс. 37, Мф. 8:5–13), сугубой ектении с особыми прошениями и молитвы из чина елеосвящения. Чин пользуется большой популярностью и совершается как церковно, так (с пропуском ектений и, возможно, чтений) и келейно. Если текст чина включается в соответствующие части Божественной литургии, то в этом случае при изъятии частиц на проскомидии прибавляется также особое прошение о болящих. На литургии, соединённой с особым молением о болящих, священник читает указанные в чине чтения или же выбирает в служебном Евангелии одно из трёх чтений «над болящим» (Мф. 8:14–23; Мк. 5:24–34; Ин. 4:46–54) или из пяти «над имущими дух недуга» (Мф. 8:28–34; 17:14–18; Мк. 5:1–20; 9:17–31; Лк. 9:37–43). Помимо этого чина Большой Требник содержит также последование, в состав которого входят несколько псалмов, канон ко Господу Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице, бесплотным, апостолам и всем святым, помазание елеем «от кандила» с молитвой и шесть заклинательных молитв «к страждущим от демонов и на всякую немощь», надписанных именами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Особое развёрнутое последование «за болящего парохиянина (прихожанина)» приводится в Требнике митрополита Петра (Могилы).



 
PR-CY.ru