ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ - Страница 3

В рукописях византийского Евхология встречаются как отдельные молитвы на освящение елея для больных, так и целые чинопоследования, которые, собственно, и называются cоборованием, т.е. чином, совершаемым собором пресвитеров (обычно в числе трёх или семи). В древних рукописях они входят в состав суточных служб (вечерни, паннихис, утрени) и Божественной литургии; при этом елей освящается на проскомидии, а помазание им происходит после причащения. Современное чинопоследование елеосвящения, совершаемое вне связи с литургией и службами суточного круга и содержащее, в основном, те же молитвы, что и в древнейших рукописях Евхология, установилось к XIII–XIV вв. В его состав входят молитва на освящение елея с вином или водой, семь молитв о больном после каждого из семи апостольских и евангельских чтений, молитва на каждое из семи помазаний, молитва на возложение Евангелия на голову больного в конце чина. Таинство елеосвящения совершается над больными (в том числе над умирающими) по их просьбе или по просьбе их близких; существует также практика всеобщего участия в елеосвящении Великим постом. Возложение рук на больных как особое литургическое действие, сопровождаемое молитвой, встречается в Евхологии Серапиона и в других памятниках. Оно имеет апостольское происхождение (например, Ориген цитирует Послание апостола Иакова со вставкой слов: «и возложат на него руки»). Со временем это священнодействие исчезло в качестве самостоятельной практики, сохраняясь в настоящее время лишь в чине таинства елеосвящения. Освящение воды для врачевания известно с III в. и основано на библейских аналогиях (4 Цар. 5:9–14; Ин. 5:1–4). Молитвы на освящение воды для больных приводятся в памятниках IV в. и в рукописях византийского Евхология и славянского Требника. Вода вместе с елеем может входить в состав смеси для помазания в чине елеосвящения. В современном печатном Требнике содержится также описание освящения воды во время проскомидии через погружение в неё копия, с чтением тропарей в честь Крестного подвига Спасителя. Врачевальные молитвы встречаются уже в апокрифических «Деяниях апостолов» и в древних литургико-канонических памятниках. В рукописных и печатных Евхологиях и Требниках содержится множество самых разнообразных молитв для наиболее распространённых заболеваний (например, в одном только глаголическом Синайском Евхологии (X-XI вв.) 50 таких молитв).

 



 
PR-CY.ru