Словарь по христианству В ВИВЕС Хуан Луис

ВИВЕС Хуан Луис

ВИВЕС Хуан Луис (1492–1540 гг.) – гуманист, философ, богослов и педагог. Первоначальное образование получил в родном городе. Затем учился в Париже, куда переехал в 1509 г. С 1512 г. Х.Л. Вивес обосновался в Нидерландах, до 1517 г. находился в Брюгге (здесь была община выходцев из Испании), далее – в Лувене, читал лекции в местном университете, с 1518 г. исполнял обязанности наставника молодого кардинала Вильгельма де Гроя. Большое влияние на Х.Л. Вивеса оказали дружба и знакомство с гуманистами Эразмом Роттердамским и Гийомом Бюде. Редкая филологическая культура, репутация признанного педагога и знатока самых разнообразных наук (от богословия до этики, натурфилософии, юриспруденции) стяжали Х.Л. Вивесу высокий авторитет среди учёных-гуманистов его времени. С 1523 по 1527 гг. Х.Л. Вивес преподавал латинскую словесность в университете Оксфорда. Некоторое время был учителем принцессы Марии; однако, не поддержав английского короля Генриха VIII в вопросе о разводе, открыто принял сторону его супруги Екатерины Арагонской и был вынужден покинуть Англию без сохранения пожалованного ему королевского содержания. С 1529 г. и до смерти находился в Брюгге, продолжал преподавательскую, научную и литературную деятельность. В произведении «Миф о человеке» («Fabula de Homine», 1518 г.) Х.Л. Вивес выступил популяризатором идеи самовластия человека, ставшей в то время актуальной в гуманистической антропологии. Оно стилизовано под философскую притчу, жанр которой был широко распространён в литературе Античности. Однако классические образы у Х.Л. Вивеса отнюдь не обязательно наполнены классическим содержанием: в частности, Юпитер, создающий мир во времени, больше похож на Бога-Творца библейской книги Бытия, изображение человека не столько соответствует описаниям в сочинениях Цицерона и Овидия, сколько трактовке человеческого достоинства, данной флорентийскими неоплатониками. Составленный Х.Л. Вивесом изящный рассказ о том, как человек своим лицедейством на подмостках вселенского театра, устроенного для олимпийцев, смог вызвать их изумление, принимая самые различные обличья (от бесчувственного растения и дикого зверя до божества), по сути, является иллюстрацией известной концепции Джованни Пико делла Мирандолы о способности человека по собственной воле творить себя, поскольку он объемлет собой все сущности мира. В этом моменте подобия и родства человеческой природы и божественной, как показывает Х.Л. Вивес, человек делается сотоварищем и сотрапезником небожителей. В другом трактате, «Против псевдодиалектиков» («In pseudodialecticos», 1519 г.), Х.Л. Вивес вступил в полемику с традициями и методами схоластической образованности, защищая позиции гуманистического знания и преподавания. В 1531 г. завершил состоящий из трёх частей фундаментальный труд под общим названием «О науках» («De disciplinis»).

 



 
PR-CY.ru