ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 2

Каждая капелла содержала полный набор вокальных тесситур (сantus, altus, tenor, bassus) с возможным добавлением пятого и шестого голосов (quintus, sextus). Капеллы, в свою очередь, различались по тесситурам и получали наименование «высокого» или «низкого» хоров или «хоров с высокими или низкими ключами». Отличительной особенностью Венецианской школы было привлечение инструментов в качестве самостоятельного многохорного тембрового аппарата. Так же как и вокальные силы, инструменты делились на тесситурные капеллы одного тембра. Не выходя за рамки общепринятой на рубеже XVI–XVII вв. концепции строения оркестра, последовательно изложенной Михаэлем Преториусом во второй части трактата «Syntagma musicum» (1618 г.), Дж. Габриели воплотил её достаточно свободно, используя капеллы скрипок различной величины, тромбоны, корнеты (нем. цинк), дульцианы, китарроне, стенные органы один против других с партией basso continuo и другие инструменты. Вариантность составов была важнейшей особенностью инструментовки, которая определялась капельмейстером в каждом отдельном случае. Композиторы Венецианской школы обращались как к традиционным, так и к новым жанрам, связанным со спецификой базилики Сан-Марко. Наряду с церковными сочинениями (месса, Magnificat и др.) писались многоголосные «Psalmi Davidici», «Concerti», а также инструментальные «Canzoni e Sonate» (Дж. Габриели), концертные пьесы «Баталии». Среди инструментальных композиций исследователи выделяют 22-голосную сонату №20 Дж. Габриели для пяти хоров (1615 г.). К. Монтеверди написал для базилики «Vespro della Beata Vergine» («Вечерню Девы Марии»; 1610 г.). Музыку для базилики писали и другие музыканты Сан-Марко: К. Меруло и А. Габриели, Дж. Кроче и Б. Донато. Пространственное разделение вокального и инструментального состава в базилике способствовало появлению «манеры эхо»: контрасты forte и piano, постепенно исчезающего во «втором» и «третьем эхо». Другой эффект (диалог разных вокальных или инструментальных групп) не предполагал изменения динамики, по описанию Иоганна Вальтера, здесь хоры «вступают, чередуясь, подобно тому, как это бывает в разговоре». Столь же впечатляющий эффект, по мнению исследователей, создаёт чередование группы солистов (soli) и всех певцов и инструментов (tutti или, согласно старинной терминологии, ripieno). Живописные контрасты динамики и плотности звучания – отличительная черта венецианского стиля, сближающего его с эстетикой раннего барокко в изобразительных искусствах.

 



 
PR-CY.ru