ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА – направление в западноевропейской музыке, школа полифонического хорового и инструментального письма, сложившаяся в Венеции в 1527 г. – 1630 гг. в результате деятельности большой группы музыкантов, связанных с базиликой Сан-Марко. Хотя первыми известными капельмейстерами базилики были Альберто Франчезе (Francese, т.е. француз; 1480 гг.) и Петрус де Фосcис (1491–1527 гг.; возможно, также французского происхождения), основателем Венецианской школы справедливо считается франко-фламандский композитор Адриан Вилларт (капельмейстер в 1527–1562 гг.), у которого учились контрапункту многие представители Венецианской школы. Затем должность капельмейстера занимали: Чиприано де Роре (1563–1564 гг.) и Джозеффо Царлино (1565–1590 гг.) – ученики Вилларта, Бальдассаре Донато (1590–1603 гг.), Джованни Кроче (1603–1609 гг.), Джулио Чезаре Мартиненго (1609–1613 гг.), Клаудио Монтеверди (1613–1643 гг.). В алтарной части, на галереях с северной и южной сторон базилики, располагались два органа. Должность первого органиста занимали Джованни Армонио (1516–1551 гг.), Аннибале Падовано (1552–1565 гг.), Клаудио Меруло (1566? – 1584 гг.), Андреа Габриели (1585–1586 гг.), его племянник Джованни Габриели (1586–1612 гг.), второго – Джулио Сеньи (1530–1533 гг.), Бальдассаре да Имола (1533–1541 гг.), Жак Буус (1541–1551 гг.), Джироламо Парабоско (1551–1557 гг.), Меруло (1557–1565? гг.), А. Габриели (1566? – 1585 гг.), Дж. Габриели (1585–1586 гг.), Винченцо Беллавере (1586–1587 гг.), Джозеффо Гуами (1588–1591 гг.). Венецианский стиль музыкального письма отличает новая пространственная структура хорового и инструментального многоголосия. Наличие множества пространственных зон в архитектуре Сан-Марко (в том числе галерей и специальных балкончиков для музыкантов) способствовало рождению идеи многохорности: пространственного расчленения единого хора на ряд 4-6-голосных групп, называемых капеллами (cappella). Наряду с этим продолжали писать и для одного хора на 4-7 голосов. В многохорном музицировании, который стал характерной чертой венецианской церковной музыки c 1570 гг., участвовало два, три или четыре хора; в зависимости от их количества число реальных голосов могло колебаться от восьми до шестнадцати (мотет «Omnes gentes» из «Священных симфоний» для четырёх хоров Дж. Габриели, 1597 г.) или 17 («Magnificat» из его же «Священных симфоний» для четырёх хоров, 1615 г.; предполагают существование авторской редакции на 33 голоса).

 



 
PR-CY.ru