ВЕНЕЦИЯ - Страница 8

После перенесения мощей апостола Марка в Венецию (828 г.), их утери и последующего обретения (1094 г.) этот святой был выбран в качестве покровителя города вместо прежнего – великомученика Феодора Тирона. Покровительство апостола было призвано приблизить авторитет венецианского дожа к авторитету папы Римского. Эта тенденция нашла отражение в различных богослужебных чинах: коронации дожа, его литургической функции в дни св. Марка (дож вместе с четырьмя клириками пел ординарий мессы), погребении дожа. Апостолу Марку посвящено четыре венецианских праздника: мученичество (25 апреля), перенесение мощей, обретение мощей и день освящения базилики. Имя апостола носила одна из шести scuole grandi (купеческих благотворительных братств; ремесленники и мелкие торговцы объединялись в scuole piccole, которых в XV в. насчитывалось около 200). Венецианские композиторы не раз посвящали апостолу Марку свои сочинения. Для Венеции было характерно и особое значение Богородичных праздников, особенно Благовещения и Успения. Cохранилось известие о совершении литургической драмы на Благовещение в 1267 г. C непорочностью и совершенством Девы Марии в Венеции традиционно ассоциировались независимость и наиболее справедливое, с точки зрения создателей «венецианского мифа», политическое устройство Светлейшей республики. На первую половину XVII в. приходится новый расцвет почитания Богородицы, связанный с привезённой с Востока византийской иконой, известной как Мадонна Никопея (приписывалась апостолу Луке). По решению прокураторов базилики эта икона, считавшаяся покровительницей в войне с неверными в Малой Азии, была богато украшена и помещена в базилике Сан-Марко на специально обновлённом алтаре Иоанна Крестителя. На богослужении в базилике и во время процессий по городу к ней стали обращать молитвы об избавлении от эпидемии чумы и об успехе в военных действиях. Изображение иконы печаталось в изданиях литании Деве Марии на случай войны. Венецианские композиторы (например, Андреа Габриели) писали различные музыкальные сочинения (мотеты, литании и др.), посвящённые Богородице. Большим почитанием в Венеции пользовались святые Ермагор и Фортунат – покровители соответственно Градо и Аквилеи, утверждение почитания для всей архиепископии этих святых и апостола Марка состоялось на Синоде в Градо в 1296 г. Святыми защитниками города венецианцы считали великомучеников Георгия и Димитрия. К XIV в. состав памятей стал устойчивым, но развитие местного календаря продолжалось: например, в 1524 г. в него была включена память первого патриарха Венеции архиепископа Лоренцо Джустиниани (ум. в 1455 г.).

 



 
PR-CY.ru