ВЕНЕЦИЯ - Страница 21

В архитектуре Венеции XVII в. величайшим событием стало строительство базилики Санта-Мария делла Салуте (Бальдассаре Лонгена, 1631–1687 гг.) – обетного храма, возведённого в надежде на прекращение эпидемии. Выстроенный на острове Ла-Джудекка, недалеко от места слияния бухты Сан-Марко и Большого канала, храм, увенчанный огромным, подобным Сан-Марко, куполом, стал одним из сооружений, формировавших образ Венеции. План церкви, правильный восьмигранник, по мысли архитектора, напоминал корону, посвящённую Пречистой Деве. Уникальный облик здания создают гигантские волюты, соединяющие купол и основной объём и активно выдающиеся вперед. Базилика гармонично сочетается с окружающими зданиями (таможней, семинарией Сомаски (ныне Патриаршая семинария), готической церковью св. Григория) и одновременно неповторима в барочном зодчестве. Стиль барокко господствовал и в скульптуре Венеции, в творчестве Дж. дель Моро, Дж. Кампаньи, К. Молли (главный алтарь церкви Санти-Джованни э Паоло, около 1650 г.). Искусство Венеции XVIII в. живёт прошлым, бо́льшее значение приобретает живопись, в том числе монументальная, например, в творчестве Тьеполо (росписи палаццо Лабиа, около 1750 г.), а также жанр портрета (Розальба Каррьера), бытовой картины (Пьетро Лонги) и ведуты (городского пейзажа), прославленной Каналетто (Джованни Антонио Каналь), Франческой Гварди, работы которых пользовались спросом у туристов и повлияли на европейские школы пейзажа, в том числе на русскую, например, на творчество Фёдора Яковлевича Алексеева (вторая половина XVIII в.). Древние памятники архитектуры Венеции стали предметом любования и воспроизведения в работах русских пейзажистов эпохи романтизма, например, братьев Никанора Григорьевича и Григория Григорьевича Чернецовых (первая половина XIX в.), Александра Николаевича Мордвинова (1850 гг.) и др. Искусство Венеции XIX в. провинциально, но в Европе растёт интерес к её истории и художественным сокровищам, особенно после публикации в 1853 г. трёхтомного труда «Камни Венеции» («Stones of Venice») английского критика Джона Рёскина, положившего начало жанру эссе в современном искусствознании. Путешествия в Венецию оказывали влияние на русских художников второй половины XIX в. (Михаила Александровича Врубеля, Василия Ивановича Сурикова), а также русских критиков и искусствоведов (Петра Петровича Перцова, Павла Павловича Муратова, посвятившего Венеции отдельные главы эссе «Образы Италии», опубликовано в 1911–1912 гг.). В XX в. город становится одним из излюбленных центров туризма, различных выставок и фестивалей.



 
PR-CY.ru