ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941–1945 гг.) и РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР - Страница 4

Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), германские власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, которые заявляли о своей принадлежности Московской патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митрополитом Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха от 16 августа 1941 г., в случае захвата Москвы митрополит Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем немецкие власти стали более терпимо относиться к общинам Московской патриархии. По мнению оккупантов, эти общины лишь на словах заявляли о своей лояльности Московскому центру, но в действительности были готовы оказать содействие немецкой армии в уничтожении атеистического Советского государства. На оккупированной территории возобновили свою деятельность тысячи костёлов, кирх, молитвенных домов различных протестантских направлений (прежде всего, лютеранских и пятидесятнических). Особенно активно этот процесс шёл на территории Прибалтики, в Витебской, Гомельской, Могилёвской областях Белоруссии, в Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Киевской, Ворошиловградской, Полтавской областях Украины, в Ростовской, Смоленской областях РСФСР. Религиозный фактор учитывался при планировании внутренней политики в районах традиционного распространения ислама, прежде всего, в Крыму и на Кавказе. Немецкая пропаганда декларировала уважение к ценностям ислама, преподносила оккупацию как освобождение народов от «большевистского безбожного ига», гарантировала создание условий для возрождения ислама. Оккупанты охотно шли на открытие мечетей практически в каждом населённом пункте «мусульманских регионов», предоставляли мусульманскому духовенству возможность через радио и печать обращаться к верующим. На всей оккупированной территории, где жили мусульмане, восстанавливались должности мулл и старших мулл, права и привилегии которых приравнивались к главам администраций городов и населённых пунктов. При формировании особых подразделений из числа военнопленных Красной Армии большое внимание уделялось конфессиональной принадлежности: если в «армию генерала Власова», в основном, направляли представителей народов, традиционно исповедовавших христианство, то в такие формирования, как «Туркестанский легион», «Идель-Урал», направляли представителей «исламских» народов. Германское командование рассчитывало использовать «мусульманские» воинские части в борьбе с партизанами в Белоруссии, в Прибалтике и на Украине, а за пределами СССР – в Югославии, во Франции. «Либерализм» немецких властей распространялся не на все религии. Многие общины оказались на грани уничтожения, например, в одном лишь Двинске были разрушены почти все из действовавших до войны 35 синагог, расстреляно до 14 тыс. евреев. Большинство оказавшихся на оккупированной территории общин евангельских христиан-баптистов также были уничтожены или разогнаны властями. Вынужденные под натиском советских войск покидать оккупированные территории, немецко-фашистские захватчики вывозили из молитвенных зданий богослужебные предметы, иконы, картины, книги, изделия из драгоценных металлов. Они были выявлены, собраны и подготовлены к отправке специальными военными, полувоенными и гражданскими учреждениями и организациями («Изобразительное искусство», «Наследие», «Восток», «Кунсткомиссия», «Остланд» и др.), которым было предоставлено право «проверять библиотеки, архивы и иные культурные организации всех видов» и конфисковать найденные ценности для их вывоза в Германию.

 



 
PR-CY.ru