ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941–1945 гг.) и РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР - Страница 3

В первую годовщину начала вторжения немецко-фашистских войск в СССР имперский комиссар Украины в директиве руководителям СС и полиции писал: «На Украине, точно так же как и в Германии, каждый может верить по-своему. Нами допускается любая религия и любое церковное направление, если оно лояльно к германской администрации... Разногласия церковных направлений между собой, а именно в религиозных вопросах, нас не интересуют. Мы желаем только, чтобы полемика по этим вопросам не распространялась среди мирских масс, потому что она способна нарушить гармонию, необходимую для общего строительства». Со временем предполагалось допустить на захваченные территории «новый класс проповедников», обученных и способных «толковать народу религию», свободную от национальной истории, традиций и культуры. Стихийное возрождение религиозной жизни на оккупированной территории проявлялось в повсеместном открытии церквей и молитвенных зданий. В отчётах РСХА подчёркивалось, что «среди части населения бывшего Советского Союза, освобождённой от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей». В середине 1943 г. на оккупированных территориях действовало 6500 православных храмов, что было почти в два раза больше числа храмов на остальной территории СССР (3329). С разрешения рейхскомиссариата Остланд (Восток), контролировавшего захваченную территорию Прибалтики и Белоруссии, Патриарший экзарх Латвии и Эстонии митрополит Сергий (Воскресенский) в августе 1941 г. организовал «Псковскую миссию» («Православную миссию в освобождённых областях России»), занимавшуюся активной благотворительной, просветительской, издательской деятельностью в занятых немцами юго-западных районах Ленинградской, части Калининской, Новгородской и Псковской областей. Стремясь расколоть РПЦ, оккупационные власти оказывали поддержку раскольническим движениям или вынуждали православное духовенство объявлять о своей независимости от Московской патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения немецких властей викарный Владимиро-Волынский епископ Поликарп (Сикорский) и архиепископ Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную церковь. Большинство православных общин Украины сохранило каноническую связь с Московской патриархией, войдя в состав образованной 18 августа 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление которой было поручено митрополиту Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллиннский митрополит Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов (Эстонская апостольская православная церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923 г., в 1941 г. архиерей принёс покаяние в грехе раскола). В октябре 1941 г. по настоянию немецкого Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская церковь. Однако возглавивший её в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митрополита Пантелеимона его преемником стал архиепископ Филофей (Нерко), также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную церковь.

 



 
PR-CY.ru