ВАРВАРА - Страница 6

Первая и вторая литийные стихиры посвящены перенесению мощей Варвары в Киев (1108 г.). Многие песнопения этой службы могут иметь славянское происхождение. В качестве второго тропаря Варвары указан тропарь четвёртого гласа. На утрене поются каноны Варвары: общепринятый и восьмого гласа (ирмос, помещённый между первым каноном Варваре и каноном Иоанну Дамаскину, что нарушает связь канонов Варваре. Особенность второго канона Варваре состоит в том, что все тропари начинаются с тех же слов, что и ирмосы. Седальны после кафизм фактически являются стихирами, т.к. должны петься, согласно надписанию, на стихирный подобен. По рукописям известны также каноны Варваре второго гласа, с акростихом «Да преподашь болящим лекарство, чистая Варвара», ирмос (начало: «Невесты светоносной Христовой и пренепорочной Варвары память») и четвёртого гласа, с акростихом «Варвара низложила эллинское прельщение» и именем «Георгий» в богородичнах, ирмос (начало: «Благодать Пресвятого Духа»). Служба на литургии: прокимен четвёртого гласа (Пс .67:36a), апостольское чтение Гал. 3:23–29, аллилуиарий первого гласа, Евангелие Мк. 5:24–34a и причастен Пс. 32:1. В целом та же служба указывается в Типиконе Великой церкви, в студийских и иерусалимских Типиконах. Чтения могут указываться разные, например, в рукописи Типикона Великой церкви, IX–X вв. – Рим. 8:14–21, Мф. 25:1–13 (притча о десяти девах); в рукописи X в. – те же, что и ныне; в Мессинском Типиконе апостольское чтение – что и ныне, Евангелие – Мф. 25:1–13. В том же Типиконе приведён оригинальный причастен – Пс. 44:15b. Иконография Варвары принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 705–707 гг.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары сложилась к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы второй половины XIV в. с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (начало XV в. Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой: роспись Боянской церкви святителя Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (монастырь Хиландар, Афон) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых»; частная коллекция, Афины). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратире, Великий Новгород, XII в., Новгородский музей-заповедник); на эмалевом ожерелье из Старой Рязани, конец XII в. (музеи Московского Кремля); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), первая половина XIII в. (Дом-музей Павла Дмитриевича Корина), а иногда с непокрытой головой (в клеймах двух житийных икон начала XIX в., музей Андрея Рублёва) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением Варвары (конец XV в., круг Дионисия, некогда храмовая икона монастыря во имя Варвары в Волоколамске, ныне Сергиево-Посадский музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru