ВАРВАРА - Страница 5

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви великомученицы Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским патриархом Иерофеем (1875–1882 гг.). За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтёров и артиллеристов. В 1995 г. Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 г. её икона, находящаяся в настоящее время в Самарском епархиальном музее, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир». Память Варвары содержится в Типиконе Великой церкви IX–X вв., где указана служба на литургии. По всем редакциям Студийского устава полагается служба с «Бого Господь», что говорит о торжественности памяти Варвары. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Исторический музей), последование Варвары соединяется с последованием Иоанна Дамаскина. По другим редакциям Студийского устава: Евергетидскому Типикону конца XI в., Мессианскому Типикону 1131 г. – поётся только служба великомученицы. В славянских Минеях XII–XIII вв. (Российский государственный архив древних актов) последования Варвары и Иоанна Дамаскина соединены, на утрене указывается пение «Бог Господь». Иерусалимские Типиконы и Минеи, начиная с древнейших и вплоть до печатных греческих и славянских, приводят последования Варвары и Иоанна Дамаскина в соединении. Служба практически не отличается от положенной в Типиконе, использующейся ныне в РПЦ и, как правило, обычно обозначается как шестеричная. В Типиконе, используемом в Греческих церквах, есть глава, описывающая соединение последований двух святых этого дня с воскресной службой. Корпус песнопений, известный уже по богослужебным книгам периода действия Студийского устава, включает в себя: тропарь восьмого гласа (в студийских памятниках указывается общий тропарь; в греческой Минее есть оба тропаря, причём первый обозначен четвёртым, а не восьмым гласом); кондак четвёртого гласа на подобен «Вознесыйся на крест». Канон второго гласа, ирмос (этот канон в Евергетидском Типиконе атрибутируется Стефану, в современной греческой Минее – Стефану Савваиту). Канон не совсем обычным образом соединён с каноном Иоанна Дамаскина: он имеет те же ирмосы, что и канон Варвары, причём в её каноне не приводятся богородичны, они есть только в каноне Иоанна Дамаскина. Таким образом, святые прославляются в одном общем каноне. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. отмечено: «Въ томь бо каноне и святаго стиси суть». Последование Варвары содержит шесть самогласнов и три подобна. В современной греческой Минее корпус седальнов и светильнов иной, нежели в русской. По желанию настоятеля может петься великое славословие. В Минее (МП) вместо общепринятого шестеричного последования Варвары приведено бденное, соединённое с будничным последованием Иоанна Дамаскина.

 



 
PR-CY.ru