Словарь по христианству В ВАРВАРА, Васса

ВАРВАРА, Васса

ВАРВАРА, Васса (1420–1430 гг. – 1490 гг.) – преподобная (память 30 августа и в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе святых Санкт-Петербургской епархии), схимница; мать Александра Свирского, Житие которого является главным источником сведений о Варваре. Супругом Варвары был Стефан, семья жила на правом берегу реки Ояти в селе Мандера, близ Введенского монастыря. Молясь однажды в монастыре о даровании сына, Васса услышала голос, обещавший ей исполнение молитвы. Александр (в крещении Амос), вымоленный матерью после долгих лет бесплодия, родился 15 июня 1448 г. В икосе службы Александру Свирскому говорится, что преподобный явился «преславной отраслью» благочестивого отца, «ветвью многоплодной» благоговейной матери. Васса пыталась удержать отрока от усиленного поста и ночных молитв, позднее родители хотели его женить, но он вскоре удалился в Валаамский монастырь. Стефан посетил сына на Валааме, и юноша посоветовал отцу поселиться во Введенском монастыре, что тот вскоре и сделал, приняв монашеский постриг с именем Сергий. Сведений о монашеской жизни Варвары нет. Исследователи полагают, что она, следуя примеру мужа, приняла постриг и схиму с именем Варвара, подвизалась также во Введенском монастыре, где скончалась и была погребена (о месте её погребения, в частности, сообщается в «Описании о российских святых» по рукописи Савваитова). Память Сергия и Варвары почиталась во Введенском монастыре. В 1626 г. игуменья тихвинского Введенского монастыря царица-инокиня Дария (Анна Алексеевна Колтовская, бывшая четвёртая супруга Ивана IV Грозного) завещала 5 руб. «к Введению Пречистыя Богородицы в остров..., где лежат отец и мать Александра Чудотворца». В обители сохранялись вериги преподобных, Тихвинская икона Божьей Матери, по преданию им принадлежавшая. В 2000 г. Варвара и Сергий были причислены к лику местночтимых святых. Монастырские описи XVIII – первой половины XIX в. упоминают деревянные гробницы Сергия и Варвары, находившиеся в нижнем Преображенском храме монастырской церкви в честь Богоявления. В описях 1793 и 1829 гг. сообщается о том, что при гробницах находились изображения «лиц преподобных, писанные на холсте живописные», а также изображения, связанные с Александром. В 1865 г., несмотря на противодействие властей (апеллировавших к тому факту, что «преподобные не прославлены и не признаны Церковию в числе святых»), над могилами родителей Александра были установлены металлические раки. В 1930 гг. Богоявленский храм был снесён, участок, где, как полагают исследователи, покоятся под спудом мощи Сергия и Варвары, в настоящее время не застроен.

 
PR-CY.ru