ВАРВАР - Страница 3

Из письма Константинопольского патриарха Каллиста I к Феодосию Тырновскому и болгарскому духовенству (около 1361 г.) следует, что от находившихся в Тырнове мощей Димитрия и Варвара приготовлялось миро для нужд Болгарской церкви. Византийский писатель Иосиф Вриенний (ум. в 1430/1431 г.) во втором томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи Варвара. В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно которой Варвар происходил из области Пентаполя (Киренаика), жил в первой половине XVI в., 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере около Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на острове Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи Варвара находятся в церкви св. Лаврентия в Венеции. Существует мнение, что Варвар из Пентаполя – это другой святой, однако, по мнению исследователей, скорее всего, речь идёт о модификации культа Варвара-разбойника. Варвар чтится греческими церквами как преподобный и именуется мироточцем. Его память отмечается 15 мая. Под этой датой его память появляется в греческих стишных синаксарях и соответственно в славянских стишных прологах, переведённых в первой половине XIV в. (например, Исторического музея, 1370 г.). Под 15 мая в ряде византийских рукописных Миней (1385 г., 1431 г.) сохранился анонимный канон Варвару четвёртого плагального гласа. Древнейшее упоминание Варвара в русских источниках содержится под 6 мая в Иерусалимском Типиконе 1408 г. Русский перевод греческого Жития Варвара включён в состав Великих Миней Четьих под 6 мая. Варвар особо почитался в славянской Македонии: его изображение помещено в нартексе церкви Архангелов в Леснове (1349г.). В Минее (МП) помещён тропарь четвёртого гласа (общий), кондак третьего гласа. В московских печатных Типиконах 1610 и 1633 гг. тропарь третьего гласа, кондак тот же, но обозначен вторым гласом и подобном «Вышних». Память Варвара отмечается также в Чиновнике Московского Успенского собора 1633 г. По греческим рукописям известен канон Варвару четвёртого плагального, т е. восьмого, гласа, ирмос (начало: «Многих и великих даров»).



 
PR-CY.ru