ВОИПОСТАСНОЕ - Страница 3

Уже в IV в. термин «воипостасное» употреблялся как антоним по отношению к «неипостасное». Так, в четвёртой книге трактата «Против Евномия», приписываемой Василию Великому, говорится о неипостасной энергии, при этом замечается, что никакая энергия не является воипостасной. Также Епифаний Кипрский противопоставляет не ипостасное слово воипостасному Божественному Слову. Наряду с классическим употреблением слова «воипостасное» в значении реально существующего Леонтий Византийский допускает в нём значение существующего в чем-либо и говорит о человечестве Христа, существующем в Логосе: «Некоторые, однако, говорят, что человечество Христа не было сформировано перед (Боговоплощением) и не предсуществовало как совершенное, но что оно существует в Логосе и поэтому одна ипостась сформирована из обеих». В трактате «Против несториан», приписываемом Леонтию Иерусалимскому, вводится ряд неологизмов, развивающих тему ипостасной сущности и являющихся вариациями глагола «существовать» с различными приставками: «В Его (Христа) собственной единой Ипостаси сосуществуют человеческая и Божественная природа Слова»; «человеческая плоть Христа, будучи подверженной страданиям, существует в бесстрастном Слове»; «Слово воипостазировало человеческую природу в Свою собственную Ипостась». Леонтий Иерусалимский подчёркивал, что «человечество Спасителя не имеет своего собственного ипостасного существования, но с самого начала существовало в Ипостаси Слова». Следовательно, помимо значения реально и конкретно существующего воипостасного в данном контексте указывает также на то, что человеческая природа Христа приобретает своё конкретное существование, «актуализируется» в Ипостаси Слова. Желая показать, что общая сущность имеет различные возможности конкретизации, т.е. обретения частного бытия, Леонтий Иерусалимский предложил такие выражения, как «самоипостасный» и «иноипостасный». В первом случае речь идёт о конкретизации сущности в её собственной ипостаси и самостоятельном реальном и конкретном существовании. Во втором случае подразумевается сущность, обретающая реальное и конкретное бытие в иной ипостаси. По отношению к обеим природам Христа Леонтий Иерусалимский употребляет термины «со-ипостасный» и «со-воипостасный». Эти термины означают, что две природы Христа имеют единое реальное и конкретное бытие, т.е. единую Ипостась Бога Слова. Обобщающая концепция воипостасного представлена у Иоанна Дамаскина. Для него воипостасное означает реально существующее, и прежде всего, данная характеристика относится к Логосу. Он применяет этот термин также и к Святому Духу, подчёркивая, что, как Отец и Сын, Святой Дух является Ипостасью. Ввоипостасное для Иоанна Дамаскина является также антонимом неипостасного.

 



 
PR-CY.ru