ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович - Страница 3

В середине 1930 гг. Г.В. Вернадский вместе со своим другом профессором Гарвардского университета Михаилом Михайловичем Карповичем задумал создать «Историю России» в десяти томах. Первые шесть томов (с древнейших времён до начала XIX в.) предстояло написать Г.В. Вернадскому, остальные четыре тома (Россия в XIX–XX вв.) – М.М. Карповичу. Первый том («Древняя Русь») вышел в 1943 г. (переиздан: Тверь; М., 1996 г.), второй («Киевская Русь») – в 1948 г. (переиздан: Тверь; М., 1996 г.), третий («Монголы и Русь») – в 1953 г. (переиздан: Тверь; М., 1997 г.), четвёртый («Россия в Средние века») – в 1958 г. (переиздан: Тверь; М., 1997 г.). После смерти М.М. Карповича в 1959 г. работа остановилась. Пятый том в двух частях («Московское царство», изложение доведено до 1682 г.) вышел в 1968 г. (переиздан: Тверь; М., 1997 г. две части), шестой–десятый тома не были написаны. Исследование Г.В. Вернадского и М.М. Карповича стало первым зарубежным обобщающим трудом по истории России с древнейших времён до XVIII в. Значительное внимание как в этом исследовании, так и в других общих и специальных трудах Г.В. Вернадский уделил раскрытию роли православной церкви в истории России, развитии русской культуры. По его мнению, духовный кризис русского народа достиг высшего напряжения в XX в. и должен был разрешиться возрождением православия. На научные исследования Г.В. Вернадского оказало влияние его личное отношение к религии и церкви. В первые 30 лет жизни главным авторитетом для него был его отец, который считал себя религиозным человеком, хотя и отрицал необходимость церкви. В молодые годы Г.В. Вернадский разделял взгляды отца, но затем его перестала удовлетворять «бесцерковная» вера. Он вспоминал: «В Перми я, можно сказать, вернулся к Церкви. Во время моего студенчества в Москве и позже до 1917 г. я как-то отошёл от религии и Церкви, хотя и не сделался атеистом и почти всегда ходил на 12 Евангелий и Пасхальную заутреню. Вероятно, большевистский переворот обратил меня к Церкви». В Симферополе Г.В. Вернадский посещал религиозно-философские собрания. Он писал, что под влиянием религиозных диспутов и работ протоиерея Сергия Булгакова «многое – особенно модернистские тенденции в Православии – стало для меня неприемлемым» («Соединение церквей»). В Константинополе Г.В. Вернадский познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким), митрополитом Платоном (Рождественским), архиепископом Анастасием (Грибановским) и епископом Вениамином (Федченсковым), встречи и беседы с которыми ещё больше укрепили его религиозные убеждения. В США Г.В. Вернадский считается «отцом-основателем» современной американской школы русской историографии. Кроме работы в Йельском университете читал лекции в Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах, в 1944–1945 гг. преподавал в Славянской школе в Лондоне. Был членом Американской академии Средних веков, пожизненным почётным профессором Американской ассоциации изучения славянства, редактором журнала «Славянское обозрение», входил в состав редколлегий почти всех исторических журналов США. В 1956 г. вышел в отставку в звании заслуженного профессора Йельского университета, продолжал заниматься наукой, его последняя книга «Очерки русской историографии» была издана в 1969 г.



 
PR-CY.ru