ВУРГАРОВ (Бургаров, Бургоров, Самсонов) Николай Соломонов - Страница 2

Так, в июне 1685 г. он написал для домовой казны патриарха Иоакима 11 икон Божьей Матери (девять Владимирских, две «Знамение»), кроме того, для патриарха были написаны в 1686 г. три иконы Спасителя (поясные), Владимирская икона Божьей Матери и Успение Пресвятой Богородицы, в 1689 г. восемь Владимирских икон Божьей Матери. Впервые подпись «зогъраф Николай Соломонов сын Вуръгаров», содержащая родовую фамилию иконописца, встречается на иконе 1689/1690 г. «Спас Вседержитель» из церкви Воскресения Христова в Кадашах (в настоящее время в Третьяковской галерее). Из иконостаса этой церкви, где Н.С. Вургаров работал в 1689–1693 гг. вместе с Петром Билиндиным, Петром Коробовым, Максимом Ивановым, сохранились ещё две иконы (в настоящее время в Третьяковской галерее и в церкви Святой Троицы в Останкине); им приписывают (атрибуция Е.И. Силаевой) также пять икон страстного и праздничного рядов (все – в Московском музее-усадьбе «Останкино») и образ Богоматери и «Гора Нерукосечная» (Молченская?) из местного ряда (Исторический музей; атрибуция Любови Александровны Корнюковой). С 1690 гг. упоминание Н.С. Вургарова неоднократно встречается в документах Оружейной палаты, где говорится, что его содержание за 1698 г. составило 36 руб. 30 алтын, в том числе кормовых 21 руб. 30 алтын. В 1698–1700 гг. Н.С. Вургаров торговал на Ивановской площади «печатной» (гербовой) бумагой. 1692 г. датирована икона «Спас Вседержитель» из церкви Сошествия Святого Духа в Толмачах (ныне в Третьяковской галерее), 1693 г. – «Спас Нерукотворный», храмовой образ церкви Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке (ныне в Историческом музее), – заказ Марфы Матвеевны Апраксиной, второй жены царя Фёдора Алексеевича. В 1695 г. Н.С. Вургаров писал иконы в приделе Иоанна Предтечи церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери в усадьбе боярина Тихона Никитича Стрешнева «Узкое», в 1698 г. – в церкви Спаса Преображения в Вязёмах (иконы апостолов Иоанна, Петра, икона «Апостолы Фома, Матфей, Иуда, Иаков»); в 1701 г. – в новый Успенский собор Переяславля Рязанского (1693–1699 гг.; современная Рязань); в 1702 г. – в церкви апостолов Петра и Павла в Лефортове (в местном ряду сохранились иконы «Спас Нерукотворный», «Воскресение – Сошествие во ад») и церкви Вознесения Господня в селе Чепугове Вяземского уезда; в 1720 г. заключил договор на иконописные работы в Троице-Битюцком монастыре (Преображенская пустынь). По мнению исследователей, творчество Н.С. Вургарова отражает основные тенденции развития иконописи царских мастеров последней трети XVII в., следующих стилистической манере Симона Ушакова.



 
PR-CY.ru