«ВЕК» - Страница 2

На его страницах члены «Братства ревнителей церковного обновления» выступали за более активное участие мирян в церковной жизни, за восстановление «выборного начала при замещении всех церковных служений, включая епископское», настаивали на необходимости реформы духовного образования: предоставлении духовным академиям широкой автономии, допуске к поступлению в духовные академии выпускников гимназий, уравнении церковных учебных заведений низшего и среднего звена с общеобразовательными школами. В журнале активно обсуждались религиозно-философские аспекты церковных реформ. Этим вопросам была посвящена, в частности, дискуссия о «христианской общественности», которую начал Д.В. Философов, изложив свои взгляды в статье «О братстве церковного обновления», опубликованной в газете «Товарищ» (1906 г.), а потом и на страницах журнала «Век» в статье «Церковь и революция» (1907 г.). Он утверждал, что между православием и самодержавием существует неразрывная внутренняя («метафизическая») связь и потому все надежды на реформирование православной церкви в условиях сохранения самодержавия безосновательны. Д.В. Философов считал необходимым выработать новые религиозные принципы, которые бы строились на «свободной, вне церковных традиций воспринятой религиозной метафизике» и помогли бы объединить людей в «христианскую общественность». Против него на страницах «Века» выступили А.В. Карташёв («К полемике с Д.В. Философовым». 1906 г.), В.П. Свенцицкий («О новом религиозном сознании». 1906 г.), Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов; «По поводу поучений Д.В. Философова». 1907 г.), считавшие перемены в церковной жизни необходимыми, но отвергавшие построение «христианской общественности» на внецерковных началах. Создание «христианской общественности» поддержал Н.А. Бердяев в статье «К вопросу об отношении христианства к общественности» (1907 г.). Отдельные публикации «Века» были посвящены деятельности Религиозно-философского общества в Москве, работе Московской комиссии по церковным и вероисповедальным вопросам. Для исследователей представляет интерес напечатанное в еженедельнике исследование Н.А. Бердяева «Нигилизм на религиозной почве» о религиозных взглядах Константина Петровича Победоносцева (1907 г.). 25 марта 1907 г. было прекращено издание журнала «Церковное обновление», что позволило увеличить объём «Века» (с 12 до 20 страниц). В мае того же года руководство редакцией перешло к С.Н. Булгакову, А.В. Ельчанинову, В.П. Свенцицкому и В.Ф. Эрну, которые вытеснили из журнала членов «Братства ревнителей церковного обновления». Вскоре между участниками новой редакции возник конфликт: В.П. Свенцицкий и В.Ф. Эрн рассматривали политический отдел как неотъемлемую часть журнала, С.Н. Булгаков выступал против обсуждения в журнале политических проблем. Этот конфликт не был разрешён, поскольку в июне 1907 г. распоряжением Комитета по делам печати «Век» был изъят из продажи, а 9 июля исполняющий должность градоначальника остановил издание журнала. Несмотря на попытку В.А. Никольского возобновить издание, «Век» прекратил существование. В «Библиотеке “Века”» были опубликованы брошюры «Сущность церковного обновления» В. Чельцова, «О Ренане» В.Ф. Эрна и К.М. Аггеева, «Венец терновый» С.Н. Булгакова, «Избрание епископов» Н. Добронравова, «Религиозный смысл “Бранда” Ибсена» и «Л. Толстой и Вл. Соловьёв» В.П. Свенцицкого, «Философия протестантизма» Ф. Паульсена и др.



 
PR-CY.ru