«ВЕРА И РАЗУМ»

«ВЕРА И РАЗУМ» – журнал, издававшийся в 1884–1917 гг. при Харьковской духовной семинарии; с 2000 г. – журнал Харьковской епархии. В 1884 г. по инициативе Харьковского архиепископа Амвросия (Ключарёва) вместо «Харьковских епархиальных ведомостей» началось издание богословско-философского журнала «Вера и разум». В 1884–1915 гг. он издавался два раза в месяц, в 1916–1917 гг. – ежемесячно. Состоял из трёх отделов: церковного, философского и епархиального. Каждый из отделов имел собственную пагинацию (первый и второй отделы – полугодовую, третий отдел – годовую). В 1907 г. церковный и философский отделы были объединены, епархиальный был расширен, а в октябре 1915 г. преобразован в отдельный журнал «Пастырь и паства». Редакторами журнала «Вера и разум» обычно являлись ректоры Харьковской духовной семинарии: в 1884–1893 гг. – протоиерей Иван Александрович Кратиров, в 1893–1894 гг. – протоиерей Александр Васильевич Мартынов, в 1894–1899 гг. – протоиерей Иоанн Павлинович Знаменский, в 1899–1906 гг. – протоиерей И.П. Знаменский совместно с инспектором Харьковской духовной семинарии Константином Евстафьевичем Истоминым, в 1906–1916 гг. – протоиерей Алексей Михайлович Юшков совместно с К.Е. Истоминым, в 1916–1917 гг. – протоиерей А.М. Юшков совместно с П.М. Красиным. Основной задачей издания являлось изучение святоотеческого наследия и истории церкви, знакомство с развитием богословской и философской мысли. Особенное внимание уделялось осмыслению естественнонаучных открытий, правильное истолкование которых, по мнению издателей, должно было привести к подтверждению христианских истин. В церковном отделе журнала, согласно замыслу архиепископа Амвросия (Ключарёва), публиковались статьи, в которых излагались православная догматика, принципы христианской нравственности, разъяснялись церковные каноны и богослужение. В этом отделе также публиковались исследования по истории церкви, работы о значительных событиях церковной и общественной жизни. В церковном отделе печатались статьи, проповеди и поучения архиепископа Амвросия (Ключарёва), затем Харьковского архиепископа Арсения (Брянцева). Среди исследований по апологетическому, нравственному, догматическому и сравнительному богословию исследователи отмечают работы «Православная догматика и религиозно-философское умозрение» Павла Васильевича Тихомирова (1897 г.), «Исторические очерки развития апологетического, или основного, богословия» протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича (1898 г.), «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении» протоиерея Николая Семйновича Стеллецкого (1913, 1914, 1915, 1916 гг.) и др. Большое место среди публикаций церковного отдела занимали статьи по истории Ветхого и Нового Заветов. В журнале увидели свет, в частности, исследования «Обращение Савла и “Евангелие” св. апостола Павла» Николая Никаноровича Глубоковского (1896 г.), «Откровение во пророках и откровение во Христе» Евгения Александровича Воронцова (1908 г.). Важным направлением в деятельности журнала (особенно после 1907 г.) была публикация материалов по истории вселенского православия и Русской православной церкви. В журнале увидели свет исследования Ивана Николаевича Корсунского, посвящённые Филарету (Дроздову; 1884, 1887, 1889, 1890, 1892, 1893 гг.), священника Алексея Фёдоровича Вертеловского о Димитрии Ростовском (1910 г.) и митрополите Макарии (Булгакове; 1916 г.).

 



 
PR-CY.ru