ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ (Клавдиан), ДИОДОР (Диоскор), СЕРАПИОН (Сарапион), ПАПИЙ

ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ (Клавдиан), ДИОДОР (Диоскор), СЕРАПИОН (Сарапион), ПАПИЙ (ум. в 251 или 258 г.) – мученики (память 31 января, 10 марта, память в Греческой церкви 5 апреля, память в Западной церкви 25 февраля). Согласно греческим Житиям, пострадали в Коринфе при императоре Деции (или Валериане) и анфипате Тертии, вскоре после мученической кончины Кодрата, мученика Коринфского. За исповедание христианской веры Викторин, Виктор и Никифор были истолчены в каменной ступе, Клавдий умер после отсечения рук и ног, Диодор, приговорённый к сожжению на костре, сам добровольно вошёл в огонь. Серапион был обезглавлен, а Папий утоплен в море. Сохранились сирийское Житие и краткие греческие Жития мучеников (31 января) в составе Минология Василия II, конец Х – начало XI вв., и Синаксаря Константинопольской церкви Х в. Латинские источники (25 февраля) относят время их страдания к правлению императора Нумериана (284 г.) и считают местом их мученической кончины Диосполь в Египте, а не Коринф (латинское Житие и мартирологи). Мартиролог Адона называет императора Нерона (как полагают исследователи, ошибочно вместо Нумериана). В западных календарях их память указывается 25 февраля (Мартирологи Иеронима, Римский, Узуарда и др.). По мнению Л. Дюшена, несохранившееся древнейшее Житие мучеников наиболее верно отражено в сирийских и наименее точно в латинских агиографических сочинениях. В настоящее время Русская православная церковь и Греческие церкви празднуют их память 31 января, а РПЦ ещё и 10 марта, в день памяти Кодрата, наиболее чтимого из коринфских мучеников. Во многих византийских рукописях их память отмечалась 5 апреля (Минеи служебные, 1049 г., Синаксари 1071 г., Петров Синаксарь 1249 г., стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в.) и впоследствии вошла в печатную минею (Венеция, 1596 г.) и современный календарь Греческих церквей. В древнерусских рукописях краткое Житие мучеников содержится в Прологах под 31 января (Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.), а служба – под 5 апреля (Минея служебная. Исторический музей, XII в., канон, составленный Иосифом Песнописцем). Исследователи не рекомендуют смешивать этих мучеников с группами одноимённых святых: Виктором, Викторином, Клавдианом и Вассой, мучениками Никомидийскими (память в Западной церкви 6 марта), и Папием, Диодором и Клавдианом, пострадавшими при Деции в Атталии в Памфилии (Малая Азия; память 3 февраля, память Византийской церкви 4, 8 и 29 февраля, память в Западной церкви 26 февраля).

 
PR-CY.ru