Словарь по христианству В ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ (Клавдиан), ДИОДОР (Диоскор), СЕРАПИОН (Сарапион), ПАПИЙ

ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ (Клавдиан), ДИОДОР (Диоскор), СЕРАПИОН (Сарапион), ПАПИЙ

ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ (Клавдиан), ДИОДОР (Диоскор), СЕРАПИОН (Сарапион), ПАПИЙ (ум. в 251 или 258 г.) – мученики (память 31 января, 10 марта, память в Греческой церкви 5 апреля, память в Западной церкви 25 февраля). Согласно греческим Житиям, пострадали в Коринфе при императоре Деции (или Валериане) и анфипате Тертии, вскоре после мученической кончины Кодрата, мученика Коринфского. За исповедание христианской веры Викторин, Виктор и Никифор были истолчены в каменной ступе, Клавдий умер после отсечения рук и ног, Диодор, приговорённый к сожжению на костре, сам добровольно вошёл в огонь. Серапион был обезглавлен, а Папий утоплен в море. Сохранились сирийское Житие и краткие греческие Жития мучеников (31 января) в составе Минология Василия II, конец Х – начало XI вв., и Синаксаря Константинопольской церкви Х в. Латинские источники (25 февраля) относят время их страдания к правлению императора Нумериана (284 г.) и считают местом их мученической кончины Диосполь в Египте, а не Коринф (латинское Житие и мартирологи). Мартиролог Адона называет императора Нерона (как полагают исследователи, ошибочно вместо Нумериана). В западных календарях их память указывается 25 февраля (Мартирологи Иеронима, Римский, Узуарда и др.). По мнению Л. Дюшена, несохранившееся древнейшее Житие мучеников наиболее верно отражено в сирийских и наименее точно в латинских агиографических сочинениях. В настоящее время Русская православная церковь и Греческие церкви празднуют их память 31 января, а РПЦ ещё и 10 марта, в день памяти Кодрата, наиболее чтимого из коринфских мучеников. Во многих византийских рукописях их память отмечалась 5 апреля (Минеи служебные, 1049 г., Синаксари 1071 г., Петров Синаксарь 1249 г., стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в.) и впоследствии вошла в печатную минею (Венеция, 1596 г.) и современный календарь Греческих церквей. В древнерусских рукописях краткое Житие мучеников содержится в Прологах под 31 января (Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.), а служба – под 5 апреля (Минея служебная. Исторический музей, XII в., канон, составленный Иосифом Песнописцем). Исследователи не рекомендуют смешивать этих мучеников с группами одноимённых святых: Виктором, Викторином, Клавдианом и Вассой, мучениками Никомидийскими (память в Западной церкви 6 марта), и Папием, Диодором и Клавдианом, пострадавшими при Деции в Атталии в Памфилии (Малая Азия; память 3 февраля, память Византийской церкви 4, 8 и 29 февраля, память в Западной церкви 26 февраля).

 
PR-CY.ru