ВЛАТАДОН - Страница 2

В XVI в. Иеракс, великий логофет Константинопольского патриархата, в составленной им рифмованной хронике объяснял покровительство, оказываемое Влатадону турками, той помощью, которую оказали его монахи султану Мураду II во время взятия города (1430 г.): они указали ему, где проходит водопровод, и как перекрыть водоснабжение города. Историки опровергают это известие и считают, что возникновение легенды связано со стратегической позицией, которую занимал монастырь в системе водоснабжения города от водопроводов, несущих воду с гор Хортиатис. До настоящего времени на территории монастыря сохранились три древние цистерны. Существует также мнение (П. Папагеоргиу), что название монастыря связано с именем Чауш-бея, первого турецкого наместника Фессалоники, который в 1431 г. перестроил проездную башню крепости Эптапиргион и оказывал покровительство Влатадону. Об экономическом процветании монастыря свидетельствует наличие подворий как за пределами Фессалоники, так и в самом городе: женский монастырь Панагии Лаодигитрии (с XIV в.), храм Афанасия Великого (с 1569 г.) и монастырь святителя Николая Орфаноса (c 1635 г.). В настоящее время Влатадон имеет также подворья великомученика Георгия в Каламарии и святителя Николая близ Галатисты. В XVI в. привилегии Влатадона были подтверждены Константинопольскими патриархами Иоасафом II и Иеремией II. В 1633 г. Константинопольским патриархом Кириллом I Лукарисом он был объявлен владением афонского Иверского монастыря. Однако в 1648 г. патриарх Иоанникий возвратил Влатадону его статус. Планировка кафоликона монастыря, построенного во второй половине XIV в., сходна с фессалоникийскими храмами св. Апостолов (1312–1315 гг.), великомученика Пантелеимона (1295–1315 гг.) и великомученицы Екатерины (конец XIII – 1310 гг.): крестово-купольный храм с трёх сторон обстроен галереями (амбулаторием). Южный придел во имя апостолов Петра и Павла и часть южной галереи относятся к византийскому периоду; северный придел, северная и западная галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И.Г. Кафтандзоглу. Портик с южной стороны храма и крыльцо у западного входа сооружены в 1907 г. архитектором Д. Грекосом под руководством П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса. Восьмигранный барабан с восточной стороны поддерживают не колонны, а два простенка, которые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и два столпа – с западной стороны. По мнению Андреаса Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Южной Греции IX–XII вв. Когда в начале 1980 гг. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., исследователям стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки. Древние здания монастырского комплекса не сохранились.

 



 
PR-CY.ru