Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ, в монашестве Варлаам (ум. после 1565 г.) – псковский священник, автор Житий, служб, похвальных Слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о нём известны исследователям исключительно из его произведений. Писательская деятельность Василия приходится на 1540–1560 гг. и связана с митрополитом Макарием. Исследователи предполагают, что рукоположение Василия во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Великого Новгорода и Пскова (1526–1542 гг.). Позднее, овдовев, Василий принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом Житии Саввы Крыпецкого, которые совершились в 1557–1564 гг., явствует, что в эти годы Василий был иноком Крыпецкого во имя Иоанна Богослова мужского монастыря, по мнению исследователей, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом Василия является Житие Евфросина Псковского (1481 г.), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова монастыря во главе с игуменом Феодосием в связи с канонизацией преподобного Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция Жития святого конца XV – начала XVI в., в которой большое место уделено вопросу двоения аллилуия. Василий систематизировал первоначальное Житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иеромонаха Пахомия Логофета. В Житие включены послание Евфросина Новгородскому архиепископу Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресвятой Богородице и перед кончиной. Завершает Житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд Василия был включён Макарием в Успенский и Царский списки Великих Миней Четьих (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. Василий составил также четвёртую редакцию Жития князя Александра Ярославича Невского, прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской второй летописи, кроме того, использовал выписки из Житий князя Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиепископа Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из Жития ярославских князей Фёдора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского монастыря Антонием. Молитва, которую князь Александр Невский произносит перед боем, заимствована Василием из Сказания о Мамаевом побоище. В конце Жития Василий обращается к святому с традиционной просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех православных христиан, в том числе за себя – «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». Василий знал о чудесах, совершавшихся от мощей князя Александра Невского, но в Житии их не описал. Его творение включено в Царский список ВМЧ.

 



 
PR-CY.ru