ВАСИЛИЙ - Страница 4

Человек был выношен в руках Бессмертного, имел своей утробой руки Создателя. Ему вручено творение: «Раба по естеству Бог показывает владыкой по благодати». Человек единственный среди живых существ выделяется благородством происхождения; воздевая руки к небу, он указывает на своё небесное отечество. Он почтён разумом, украшен свободой воли и блистает независимостью мысли. По своей природе человек обладает способностью различать добро и зло. Он становится отцом по образу Бога Отца, а сын его рождается по образу Бога Сына, хотя и не бесстрастно. Сотворение женщины необходимо было для того, чтобы человек сумел увидеть своё отражение и тем самым смог постичь Создателя и Его творение. Согласно Василию, причиной грехопадения было «злоумышление дьявола против первозданного человека». При этом сам дьявол стал таковым не вследствие порочности природы, но из-за развращённости своей воли. Дьявол соблазнил человека, склонив его к поклонению твари вместо поклонения Творцу, в чём Василий видит существо грехопадения. Корень человеческого греха таится в его душе, злоупотребившей свободой воли («На мытаря и фарисея»). Последствием греха стала смерть; ещё не став свидетелем смерти, человек в лице Каина уже становится её совершителем («На Каина и Авеля»). В дьявольском обмане – «не умрёте» (Быт. 3:4) – Василий видит корень всякого последующего отпадения от Бога, всякой ереси. Единственный Виновник спасения мира – Господь. До Его пришествия об Искуплении свидетельствовали ветхозаветные пророки: одни – словом (Исаия, Иеремия), другие – собственной жизнью (Илия, Иона), показав, что смерть есть начало бессмертия, и из гроба произрастает жизнь. Господь, пожелав придать былую чистоту Своему образу и сообщить плоти бессмертие, «сродным исцелил сродное», чтобы через Кого произошло мироздание, через Того же оно было спасено. Он облёкся единосущной нам плотью, чтобы подобным спасти подобное, и стал во всём совершенным Человеком, чтобы совершенно спасти созданного Им человека. В Искуплении Господь обновил образ Божий в человеке. Жертвоприношение Авраама (Быт. 22) толкуется Василием как прообраз крестной смерти Спасителя; по словам Василия, как нож не коснулся Исаака, так и крест не коснулся Божественной природы Христа. После крестной смерти Спасителя человеческая смерть уже перестаёт быть смертью и становится сном. Господь уготовил человеку разнообразные пути спасения, приспособленные как к особенностям тех или иных грехов, так и к особенностям тех или иных добродетелей («На слова: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф. 18:3)»). Домостроительство спасения преодолевает смерть, будучи сильнее демонов, оно есть очищение от идолослужения, матерь свободы, оплот бессмертия, освобождение от рабства, раздаяние благ, царское облачение, пребывание на небесах. Из таинств Василий особо выделяет крещение: оно есть начало бессмертия, очищение мира, возобновление человеческой природы, могила, возрождающая погребенных, водная стихия, ставшая гробом дьяволу.



 
PR-CY.ru