ВАСИЛИЙ - Страница 3

Он полагает, что пророк Моисей намеренно сообщил народу Израиля прежде знание о Едином Боге, умолчав до времени о Троичности Лиц («На Моисея»). Став плотью, Сын Божий «сделался тем, чем не был, оставшись при этом тем, чем был». В отношении человеческой природы Христа Василий употребляет определение «являемый», в отношении Божественной – «постигаемый умом». Он придерживается оппозиции «плоть – Божество», характерной для александрийской школы («На слова: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26:39)»). Для обозначения человеческой природы Спасителя Василий пользуется также словом «храм». В именовании «Сын Божий» есть указание на Божественную природу Спасителя, тогда как имя «Христос» указывает на искупительный подвиг Спасителя («На слова: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого (Мф. 16:13)?»). О соотношении двух природ во Христе Василий учит, что, явившись в человеке, Сын пребывает весь в собственном теле и весь в Боге Отце. При этом Божественная Природа Спасителя остаётся бесстрастной. Василий прибегает к известным определениям Божественной природы Спасителя, которые в IV в. уже вошли в обиход православного богословия: простой, несоставленный, недоступный, неизведанный, вечный, неделимый, неизменяемый, несотворённый. Василий оказал заметное влияние на оформление христологического учения Халкидонского собора. Весь сотворённый мир, согласно Василию, является образом человеколюбия и благости Творца и лестницей для постижения Бога. Само наделение бытием несуществующего является признаком благости, которую Бог изливает на Своё творение. Бог призывает в бытие не-сущее без всякого побуждения со стороны последнего. Вначале мир представлял собой неупорядоченное вместилище, которое, подобно «беременному чреву», в возможности уже содержало в себе все вещи. Затем это неупорядоченное вместилище подготавливается к получению устроения и красоты. Василий сравнивает творение света Богом с приготовлением помощниками живописцев стены с помощью белил для последующего разукрашивания. Непосредственно перед творением света Бог сотворил множество ангелов, прославлявших Бога за каждый новый творческий акт. Постепенно сотворённый мир наполнился различными природами: смертными и бессмертными, видимыми и невидимыми, неподвижными и движущимися, неодушевлёнными и одушевлёнными, разумными и неразумными. Василий полагает, что весь тварный мир был сотворён и украшен как некий царский престол, ожидающий своего царя – человека. Согласно учению Василия об антропологии, человеческая природа разнородна: Адам получил свой телесный состав из земли, а бессмертная душа была произведена для него из ничего («На слова: приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые… (Мф. 11:28)»). По мысли Василия, человек есть «одушевлённое изваяние, заключающее в себе всё творение». Он – «жилище Сына, Единородного Бога»; «одушевлённый образ Создателя» («На Адама»), «образ Святой Троицы», «обладатель всех земных благ». Образ Божий в человеке, по Василию, относится к общей человеческой природе, а подобие достигается в творческих деяниях.

 



 
PR-CY.ru