ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ (ум. после 468 г.) – архиепископ Селевкии Исаврийской, церковный писатель. Занял епископскую кафедру Селевкии, митрополии провинции Исаврия (юг Малой Азии), как полагают исследователи, около 440 (после 431 г., но раньше 448 г.). На поместном Константинопольском соборе (448 г.) Василий вместе с другими участниками осудил монофизитскую ересь Евтихия, однако через год, на так называемом разбойничьем Соборе в Эфесе (449 г.), который проходил под давлением Александрийского архиепископа Диоскора, принял участие в оправдании Евтихия и смещении противостоявшего ему Константинопольского патриарха Флавиана. На четвёртом Вселенском (Халкидонском) соборе (451 г.) Василий подписал «Томос к Флавиану» папы Римского Льва I Великого, осуждавший Евтихия. В 458 г. вместе с другими епископами своей провинции направил послание императору Льву I в поддержку решений Халкидонского собора, протестуя против поставления на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура, известного своими монофизитскими взглядами (послание сохранилось в латинской версии). Константинопольский патриарх Фотий упоминает 15 гомилий Василия, а также «Деяния мученицы Фёклы», составленные в стихах (исследователи просят не путать с двумя книгами «Жизнь и чудеса св. Фёклы») и другие произведения. Сочинения Василия демонстрируют его широкую начитанность в античных авторах и хорошее риторическое образование. Фотий отмечает изощрённость его стиля, которая иногда мешает естественному восприятию мысли автора. Однако, по его мнению, это обстоятельство даёт писателю некоторые преимущества для изложения сложных тем. Исследователи считают вероятным образцом для риторического мастерства Василия проповеди Василия Великого и Иоанна Златоуста. Его сочинения оказали заметное богословское влияние на Романа Сладкопевца. Из 41 проповеди Василия 37 исследователи признают подлинными; две – сомнительного авторства: «На Благовещение Пресвятой Богородицы» и «На пророка Илию»; две – неподлинные: «Против иудеев» и «Похвала первомученику Стефану». Особый интерес для исследователей представляет проповедь «На одержимого», содержащая материал по демонологии; в гомилии «На Преображение Господне» даётся толкование природы Фаворского Света. Василий признаётся автором ряда гомилий, известных под именами других авторов: шесть гомилий под именем Афанасия Великого: «На Пасху»; «На Пасху и к новопросвещенным»; «На Вознесение Господне»; «На святого Андрея»; «На Великий пяток и предательство Иуды»; «На страсти Господни»; под именем Андрея Критского – «На святого Лазаря»; под именем Иоанна Златоуста – «На Воскресение Господне»; гомилия «На Пятидесятницу» известна под именами и Иоанна Златоуста, и  Константинопольского епископа Прокла. Существуют также неизданные гомилии: «На блаженного Иова»; «На апостола Фому»; «На двух слепых»; «На прокажённого». Исследователи полагают, что Василию принадлежит также сочинение «Жизнь и чудеса св. Фёклы», в основе которого лежат апокрифические «Деяния Павла и Фёклы» (против его подлинности выступает Жильбер Дагрон).

 



 
PR-CY.ru