ВАСИЛИЙ - Страница 2

Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Одно из наиболее ранних изображений Василия представлено на гравюре Киево-Печерского Патерика (Киев, 1661 г.; повторено зеркально на гравюре Леонтия Тарасевича в издании 1702 г.). Василий изображён в рост, в преподобнических одеждах, куколе, левая рука в молении, в правой – стрела, рядом с Василием изображён Феодор. Исследователи заметили сходство обликов Василия и Антония Киево-Печерского, отмеченное в иконописном подлиннике XVIII в.: «Сед, аки Антоний, брада и власы и риза такова же, испод празелень» (Библиотека Академии Наук). В иконописном подлиннике Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) облик Василия описан следующим образом: «Подобием сед, брада аки Сергиева, рука молебна, в другой стрела, ризы преподобнические, власяница монашеская и в клобуке». В руководстве для иконописцев 1820 гг. даются схожие указания по написанию образа Василия: «Сед, брада аки у Сергия чюдотворца, в клобуке чёрном риза преподобническая, рука молебна, а в левой стрела» (Российская национальная библиотека). Святой также изображён: на заставке Минеи общей с праздничной (Киев, 1680 г.) вместе с Феодором и Дометианом, у Василия в руке стрела; на иконе 1814 г. «София Премудрость Божия» иконописца Петра Тимофеева (известна по описанию Николая Васильевича Покровского) вместе с Феодором в молении в числе 189 русских святых; на иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича (1660 гг., Угличский музей), восходящей к гравюре середины XVII в. работы Акима (Национальный музей истории Украины) – помещён в чашечку цветка; в подобной композиции (стволом древа служит Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры) на окладе Евангелия (Киев, 1701 г., Киево-Печерский музей-заповедник); на деревянном резном кресте в серебряной оправе работы иеромонаха Самуила (1690 г., Киево-Печерский музей-заповедник) с образами Богоматери Печерской в центре и преподобных Варлаама, Василия, Феодора, Никона, Агапита, Марка Киево-Печерских в медальонах на ветвях креста. В «Соборе Киево-Печерских святых» (встречается с первой половины XVIII в.) Василий представлен слева в группе иноков, мощи которых почивают в Антониевых Ближних пещерах. На рамке титульного листа («Акафисты». Киев, 1663 г.) работы мастера Илии Василий изображён напротив Феодора по пояс в чашечке цветка (подписаны только имена Василия, Феодора, преподобных Антония и Феодосия); на гравюре в одном из 18 клейм с образами киево-печерских святых («Акафисты». Киев, 1693 г.) вместе с Феодосием, в правой руке Василий держит книгу. Образ Василия в схиме помещён в пятом ряду четвёртым слева (на нимбе надпись: «пре василоий зат») на иконе предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (первая половина XIX в., музей Андрея Рублёва); на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (Русский музей) в третьем ряду третий слева.



 
PR-CY.ru