ВАСИЛИЙ - Страница 2

Иногда в надписании к имени автора прибавлено прозвище «Пагуриот» (Пагариот, XI в.), или «Монах» (XIII в.). Однако в рукописях XVI в. и 1408 г. этот гимн надписан именем «Андрей». В «Параклитике» (X в.) имя «Василий Монах» носит крестовоскресный канон первого плагального (пятого) гласа «Людьми беззаконными ко кресту пригвождённого» с акростихом «Песнь, Христе, Тебе приношу воскресшему». В печатных Минеях содержатся также самогласен апостолу и евангелисту Луке (18 октября, в греческой Минее на стиховне, в русской Минее – седален по полиелее, без надписания) четвёртого гласа, носящий имя Василия, и стихира Василию Великому первого гласа, надписанная именем «Василий Монах». В Стихираре XII в. именем «Василий Монах» надписана литийная стихира в Неделю святых отцов первого гласа. В рукописных «Матиматариях» (первая половина XVII в. и Российской национальной библиотеки, вторая половина XV в.) творением Василия названа самогласная стихира индикта (1 сентября на стиховне) первого гласа, хотя встречается и иная атрибуция: Василику – в «Матиматариях» (середина XV в., конец XV – начала XVI вв., 1670 г.); Иоанну Монаху – в печатных Минеях. Относительно личности Василия исследователи высказывали различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж.Б. Питра), или константинопольским монахом-акимитом – митрополит Софроний (Евстратиадис), или приписывали каноны, носящие имя Василия, Василию Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиепископ Филарет (Гумилёвский), М.Н. Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиепископу Кесарийскому естественно было в своём творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Эдмунд Буви, допускавший, что Василий мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображён в одежде мирянина, следовательно, он не был епископом. А. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя Василия, с канонами Андрея Критского предположил, что Василий мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея. Во всяком случае, на основании датировки рукописей исследователи делают вывод, что Василий жил не позднее X в., исходя же из строения канонов – после Андрея Критского (ум. в 740 г.), но, полагают, что не позднее IX в.



 
PR-CY.ru