Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ – византийский гимнограф. Под этим именем сохранился ряд богослужебных песнопений Минеи и Октоиха. Большинство канонов Минеи, носящих имя Василия, имеют общие черты, позволяющие исследователям предположить одно авторство: акростих «Василия» в богородичнах; использование ирмосов Андрея Критского; наличие (изначально) второй песни. В печатные Минеи вошёл канон «господина Василия» на праздник Введения Пресвятой Богородицы (21 ноября) первого гласа. Каждая песнь имеет краткое надписание, выражающее её основную идею (так же как в первом каноне праздника четвёртого гласа Георгия; в современных русских изданиях Миней эти надписания опущены); наличие троичнов и богородичнов Михаил Николаевич Скабалланович считал подражанием канонам Андрея Критского. Пропуск второй буквы в акростихе богородичнов свидетельствует о происшедшей некогда утрате второй песни (вопреки утверждению протоиерея Владимира Рыбакова, что этот канон Василия изначально был восьмипесненным). Та же особенность акростиха в богородичнах наблюдается в двух других гимнах: в каноне святителю Николаю (6 декабря) «Дерзновение к Богу стяжав, преподобне отче» второго плагального (шестого) гласа с акростихом в тропарях «Будь заступником за нас, тёплый предстатель, отче Николае», известном по рукописям 1173 и 1193 гг., и в каноне мученикам Прову, Тараху и Андронику (12 октября) первого гласа «Троицы поборники» с ирмосами Андрея Критского, кторый содержится в рукописях XIII–XVII вв.; в рукописи XIII в. данный канон надписан именем Василия. В более ранней рукописи (X–XI вв.) канон попразднства Рождества Христова (30 декабря) «Днесь от Девы рождается Бог и человек» четвёртого гласа ещё сохранил вторую песнь и соответственно целиком имя Василия в акростихе богородичнов. Ещё один канон святителю Николаю «Пастыря Христовых чад» первого гласа был издан А. Коминисом по семи спискам греческих Миней XI–XIV вв. из западных (главным образом, южноиталийских) собраний. Во всех песнях использованы ирмосы Андрея Критского и, как и в каноне на Введение, имеются троичны и богородичны. Вторая песнь и соответственно полное написание имени Василия в акростихе богородичнов сохранились только в двух рукописях (в том числе в самой ранней, XI в.).

 



 
PR-CY.ru