Словарь по христианству В ВАРУНА

ВАРУНА

ВАРУНА – древнеиндийский бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне. Несмотря на то, что образ Варуны привлекал внимание многих исследователей, он остаётся для них неясным, противоречивым и трудным для понимания. В «Ведах» к Варуне обращены десять гимнов и ещё множество – к Варуне совместно с другими богами. Часто в них Варуна называется царём, вседержителем, самодержцем. На основании того, что в некоторых гимнах «Ригведы» Варуна предстаёт как изначально верховный бог, но затем оттеснённый Индрой, некоторые исследователи высказывали предположения о его автохтонном, доарийском происхождении, но большинство исследователей считает, что образ Варуны имеет индоевропейские корни и родственен таким персонажам, как греческий бог неба Уран, хеттское морское божество Аруна. Варуна тесно связан с Митрой, древним божеством договора. Союз Митры и Варуны (при том что Варуна часто называется асуром) может быть сопоставлен с парой благих божеств древнеиранской «Авесты» – Митрой и Ахура Маздой. В ведийских текстах Митра и Варуна нередко объединяются в парное божество Митра-Варуна, являя собой единство противоположностей по принципу бинарных оппозиций: они противопоставляются друг другу как свет и день (Митра) – тьме и ночи (Варуна), своё, близкое – чужому, далёкому, солнце и огонь – луне и воде и т.д. По теории Жоржа Дюмезиля о трёхчастном разделении социальных функций в пантеоне, пара Митра-Варуна воплощает магико-юридическую функцию в ведийской религии: они являются установителями и охранителями нравственных законов и миропорядка (рита), причём Митра здесь олицетворяет милосердный аспект права, а Варуна – карающий. Из всех богов ведийского пантеона именно Варуна, в первую очередь, связан с такими моральными категориями, как грех и воздаяние. Другие черты образа Варуны – его связь с магией (майя), с небесной сферой, с царством смерти и с водной стихией. Варуна управляет водами космическими (мировой океан древнеиндийской космогонии), небесными (дожди), земными (реки, моря) и подземными. На своих врагов и нарушителей обетов Варуна насылает водянку. В послеведийской мифологии Варуна выступает в качестве супруга (или брата) речных богинь; его обитель помещается в глубинах западного океана. Варуна почти не имеет антропоморфных черт, олицетворяет небесный свод: солнце и звёзды – его глаза, бдительно следящие за поведением людей; ночь и день – его одежда. Его главные атрибуты – петля (служит для уловления грешников и врагов), лотос, морская раковина и драгоценная чаша; его ездовое животное (вахана) – морское чудовище Макара. В послеведийские времена Варуна упоминается во многих мифологических сюжетах, но играет в них второстепенные роли. В XIII книге «Махабхараты» рассказывается о том, как Варуна похищает Бхадру, супругу мудреца Утатхьи, за что последний силой своего подвижничества осушает океан, обитель Варуны, и вынуждает его вернуть Бхадру. В древнем сказании о Шунахшепе, воспроизводимом в «Рамаяне» и пуранах, Варуна дарует бездетному царю Харишчандре сына с условием, что тот принесёт его в жертву; царь не выполняет обета, и Варуна насылает на него водянку; сына царя должен заменить Шунахшепа, сын нищего брахмана, но он, взмолившись богам, в последний момент спасается. В «Махабхарате» (III книга) Варуна дарует оружие (петлю) и боевую колесницу герою Арджуне; в «Маркандея-пуране» Варуна участвует в сотворении Великой Богини (Деви, Дурга, Кали) и снабжает своей боевой петлёй. Как и многие другие боги ведийского пантеона, утратившие в индуизме своё значение, Варуна входит в группу локапал (божеств-хранителей мира) и покровительствует Западу.

 
PR-CY.ru