ВИШНУИЗМ

ВИШНУИЗМ – одно из главных направлений индуизма (наряду с щиваизмом и шактизмом), связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар). История вишнуизма восходит к религиозным культам группы неарийских скотоводческих племён (абхиров, ядавов, вришниев), обитавших в середине I тыс. до н.э. в Северной Индии. В пуранах встречаются сведения о существовании культа пяти братьев, героев из племени вришниев, среди которых упоминается Васудева. Посредством объединения культов Васудевы и ряда других персонажей, как ведийского, так и аборигенного происхождения, в середине I тыс. до н.э. на территории Северной Индии сформировалось такое направление раннего индуизма, как бхагаватизм. В религии бхагаватов возникает представление о едином личностном боге Бхагаване («Способный одарить (благой) долей», «Милостивый»), который соединяет в себе черты безличного Абсолюта – начала вселенной и покровителя конкретного адепта. Этот новый облик божества предполагает личную эмоционально-окрашенную привязанность со стороны адептов (то, что позднее оформилось в движении бхвакти). Почитание Васудевы трансформировалось позднее в культ Кришны, героя и бога, выступавшего против жертвоприношений Индре (важнейшему ведийскому божеству) и боровшегося с демонами. В свою очередь, Кришна стал считаться одним из главных воплощений Вишну, а впоследствии – центральным божеством такого вишнуитского течения, как кришнаизм. Собственно вишнуизм может быть идентифицирован как религиозная традиция, сложившаяся приблизительно на исходе I тыс. до н.э. (в тексте «Бхагавадгиты») и объединившая путём последовательных отождествлений культы Вишну, Васудевы, Кришны, Нараяны (божество, связанное с погребальным обрядом, человеческими жертвоприношениями и ритуальным экстазом), Санкаршаны (связанного с культом змей) легендарного царя Рамы и Нары (герой «Махабхараты» Арджуна в прошлом рождении). Вишнуизм имеет особые культовые символы. Среди них – шалаграма (окаменелый аммонит или галька чёрного цвета, символизирующий боевую раковину Вишну) и кустарник тульси, для которого устраивают небольшой горшок-храм (гирлянды из листьев тульси непременно присутствуют на вишнуитском богослужении, из деревянных бусин тульси делают чётки – акшамалу). Адептам в ходе богослужения наносят налобный знак – тилак, состоящий из триданди: трёх вертикальных полос (центральная – белая, обрамлена двумя красными).

 



 
PR-CY.ru