Словарь по христианству В ВИВЕКАНАНДА - Страница 2

ВИВЕКАНАНДА - Страница 2

Таким образом, «наука религии» Вивекананды, базируясь на откровении, остаётся рациональным учением, поскольку подлежит проверке разумом. Знакомство с наукой толкает Вивекананду и на поиск аналогов научному эмпиризму. По собственному признанию, одной из причин, заставивших его остановить свой выбор на Рамакришне, было то, что тот брался доказать ему существование Бога, ибо видел его собственными глазами. Таким образом, эквивалентом эмпиризму выступает мистический опыт, достижение которого в индуизме детально разработано йогой, которая и служит у Вивекананды экспериментальной основой «науки религии», поэтому из всех её видов он отдаёт предпочтение «джняне» – йоге знания. Она и венчает иерархическую пирамиду, в основе которой лежат карма-йога (йога действия) и бхакти-йога (йога любви к Богу). Поиск функциональных эквивалентов науки в индийской традиции привёл Вивекананду к значительной рационализации веданты, которая была истолкована им как духовное дополнение современной материалистической науки: «Кажется ясным, что современный материализм может оставаться верным себе и в то же время приближаться к духовности, принимая выводы веданты...» Вместе с тем приоритет остаётся за ведантой: «...Выводы современной науки – это те же выводы, что веданта достигла в отдалённые эпохи, но в современной науке они записаны на языке материи». Синтез двух этих начал при главенствующей роли веданты и стал сутью учения Вивекананды. Вопрос его отношения к христианству для исследователей довольно сложен. Вскоре после смерти Рамакришны Вивекананда собрал его учеников и предложил им, подобно апостолам Христовым, продолжить дело Учителя, создав собственную организацию – Миссию Рамакришны (1897 г.). Ночью у костра он рассказывал им историю Иисуса, приводя на память цитаты из Евангелия от Матфея. Как выяснилось позднее, это случилось в рождественскую ночь. Получается, что первый импульс к созданию организации имел христианский характер. Но это было «христианство» Рамакришны, для которого Христос был лишь одной из «личин» Абсолюта. Подобно учителю, Вивекананда не понимал догмата о богочеловечности Христа, акцентируя то его божественную, то человеческую природу. Всё это свидетельствует о значительной «индуизации» христианства в сознании Вивекананды, что и помогло ему легко включить эту конфессию в свой религиозный синтез.



 
PR-CY.ru