ВАЙШЕШИКА

ВАЙШЕШИКА (особенное, отличное) – индийская философская школа, одна из шести ортодоксальных даршан. Признавая авторитет «Вед», вайшешика развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах. Основополагающий текст «Вайшешика-сутры» (ранние части – около I в. н.э.) – собрание афоризмов в десяти книгах, приписываемых легендарному мудрецу Канаде (или Канабхудже – санскр. «поедающий зёрна/атомы»), за которым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних изложений оригинального учения вайшешики содержится в сочинении Чандрамати (V в.) «Даша-пада-артха-шастра» («Наука десяти категорий»), сохранившемся в китайском переводе. Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало считаться классической доктриной вайшешики, принадлежит Прашастападе (около VI в.), автору «Пада-артха-дхарма-санграхи» («Собрание характеристик категорий»). Согласно учению вайшешики, всё, что есть во вселенной, можно свести к шести категориям: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карман), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется седьмая – небытие (абхава). Категории реально существуют; они познаваемы и именуемы. Видимая вселенная образуется комбинацией четырёх типов вечных субстанций-атомов (земли, воды, огня и ветра) и пяти всепроникающих субстанций: эфир (акаша), направление-место (дик), время (кала), индивидуальная духовная субстанция (атман) и внутренний орган, координатор чувственных способностей (манас). Качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций, видимые движения – дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. Категория саманья («общее») содержит универсалию бытия (сатта) и универсалии «среднего звена», воспринимаемые вместе с вещами (например, «субстанциальность», «земляность», «горшечность»); категория вишеша («особенное») – конечные различающие факторы (антья-вишеша). Последняя категория – присущность (самавая), устанавливая фундаментальную связь между пятью вышеперечисленными категориями, позволяет воспринимать объект как единое целое.

 



 
PR-CY.ru