Словарь по христианству В ВАНАПРАСТХА

ВАНАПРАСТХА

ВАНАПРАСТХА (араньяваси, ванаваси, ванастхайи – ушедший в лес) – в индийской социально-религиозной системе четырёх ступеней биографического цикла (варнашрамадхарма) наименование человека, живущего в лесном отшельничестве (третья ступень). Система разделения жизни на четыре ступени начала складываться в поздневедический период в текстах «Упанишад» («Чхандогья-упанишада», «Джабала-упанишада») и получила окончательное оформление в индуизме в литературе смрити. Человек, достигший пожилого возраста, создавший семью и дождавшийся появления внуков – т.е. полностью реализовавший себя как домохозяин (грихастха – вторая ступень), – должен был перейти к стадии ванапрастха: отрешиться от активной мирской жизни и удалиться в лес, чтобы предаваться религиозным размышлениям и вести аскетический образ жизни. Индийская дидактическая литература (дхармасутры Апастамбы, Васиштхи, Артхашастра Каутильи и законы Ману) строго регламентирует жизнь лесных подвижников: им предписывается употреблять в пищу лишь дикорастущие плоды, коренья и листья и не делать запасов продовольствия; они должны одеваться в грубую одежду – шкуры животных или древесную кору. Им не разрешается согреваться теплом очага в непогоду – они возжигают огонь только в ритуальных целях. Иные подвижники-ванапрастха, уходя в лес, передают священный огонь на хранение сыновьям и становятся нирагнис (не имеющими огня), так что их ритуальная практика ограничивается омовениями и принесением бескровных растительных жертв (бали). Пребывание в стадии ванапрастха может длиться от одного года до двенадцати лет. После завершения этой стадии человек, уже полностью отрёкшись от мира, переходит в последнюю жизненную стадию – санньясу. Предпочтительным чтением для отшельнической стадии жизни считаются араньяки. Ряд авторитетных текстов индуизма допускает прохождение стадии ванапрастха только для брахманов; другие считают, что находиться в этой ашраме могут представители всех варн, кроме шудр. Большинством текстов не приветствуется участие женщин в ашраме ванапрастха, однако в эпосе и литературе пуран часто упоминаются случаи, когда жёны уходили в лесное отшельничество вслед за мужьями. Как правило, отшельники жили уединённо, но иногда они создавали объединения – ванапрастха-ганы. Варнашрамадхарма, система четырёх стадий биографического цикла, являлась идеальной моделью, и далеко не все воплощали её в своей жизни до конца, но совсем немногие отваживались расстаться с мирской жизнью, удалившись в лес после принятия суровых обетов. Такие люди воспринимались местными жителями как религиозные учителя и почитались как святые. Институт ванапрастха зафиксирован античными историками: Мегасфен в описании Индии времён походов Александра Македонского рассказывает об отшельниках-аскетах, называя их «лесными жителями».

 
PR-CY.ru