«ВАСИЛИКИ» - Страница 3

В разделе церковного права рассматриваются следующие вопросы: об избрании епископа и о привилегиях священнослужителей; о церковном имуществе и имуществе монастырей; об отчуждении церковного имущества и его обременении эмфитевсисом (долгосрочной арендой). «Василики» призваны были, как полагают исследователи, заменить собой свод Юстиниана. В связи с этим у исследователей возникает целый ряд вопросов: следует ли считать «Василики» самостоятельным законодательным актом; как соотносятся «Василики» и предшествующие им ранневизантийские (или постклассические) кодификации; подобает ли рассматривать «Василики» в рамках кодификационного движения более раннего периода, или же этот законодательный свод представляет собой юридический памятник, не имеющий аналогий в предшествующем законодательстве? Вводная конституция «Василик» не содержит каких-либо предписаний, соответствующих установлениям вводных конституций «Кодекса» Юстиниана или «Дигест», посредством которых силой закона наделялись только нормативные акты, включённые в новый законодательный свод. Различные исследователи (например, Л. Венгер) полагали, что первоначально «Василики» не отменили действие свода Юстиниана. Действительно, во введении к «Василикам» сообщается, что новый законодательный свод не имеет значения самостоятельного закона, но является лишь новым собранием текстов юстиниановской кодификации. Согласно одной из концепций, тексты юстиниановского свода, не вошедшие в «Василики», не утратили законной силы. Только в XII в. «Василики» приобретают значение свода действующего права, и причём не на основании особого законодательного акта какого-либо византийского императора, но в результате длительного использования (usu). В случае подобной интерпретации деятельность по составлению «Василик» исследователи не могут квалифицировать как кодификацию, а сами «Василики» – как самостоятельный законодательный свод; скорее, этот памятник мог использоваться только в справочных и учебных целях (Александр Петрович Каждан и др.). Исследователи допускают и иное толкование. Использование текстов собственно юстиниановского свода было допустимо для интерпретации таких текстов содержащихся в «Василиках» законов, которые были приведены в чрезмерно краткой форме: подобная деятельность византийских юристов не является неопровержимым доказательством сохранения сводом Юстиниана законной силы. По мнению исследователей, отсутствие во введении к «Василикам» прямых указаний на лишение свода Юстиниана законной силы и замену его «Василиками» может быть обусловлено особенностями развития византийской правовой мысли, следующей здесь во многом римской классической традиции. Её характерной чертой было развитие права путём интерпретации, а не законодательства, когда действие устаревшей правовой нормы смягчается или парализуется новыми принципами при её сохранении и отсутствии законодательного акта об её отмене (С. Троянос и др.). Издание «Василик» исследователи рассматривают как завершающий этап кодификационного процесса, начавшегося в 429 г., когда императором Феодосием II была выпущена конституция, предусматривавшая создание единого кодекса, в который вошли бы указы римских императоров и фрагменты сочинений классических юристов.

 



 
PR-CY.ru