ВАГАРШАПАТ - Страница 3

Церковь монастыря имела вид купольного зала. При католикосе Абрааме III Кретаци, в 1735 г., город получил некоторые привилегии от Надир-шаха Афшара, посетившего Вагаршапат, в течение XVIII в. активизировались культурная жизнь и монументальное строительство, изменилась планировка центра города, территория монастыря Эчмиадзин была окружена по периметру стенами (275х235 м) с четырьмя арочными воротами на каждой стороне. Приглашённый в Вагаршапат Овнатан Овнатанян в 1769 г. вновь расписал собор. В 1776 г. в Вагаршапате основано первое бумажное производство. Вагаршапат пострадал во время Русско-персидской войны 1804–1813 гг. При отступлении в 1804 г. армии генерала Павла Дмитриевича Цицианова Эчмиадзин и Вагаршапат были разграблены, посетивший Вагаршапат несколько дней спустя шах Фатали привёл в порядок монастырь и освободил Вагаршапат от податей. После присоединения Восточной Армении к России, в 1828 г., Вагаршапат по-прежнему считался монастырским владением, церковь способствовала развитию городского хозяйства. В 1833 г. в монастыре был установлен памятник русским воинам, павшим в Ошаканском сражении 1827 г. Католикос Геворг IV в 1869 г. пристроил с востока к зданию собора обширную ризницу, превратившуюся затем в музей, в 1871–1874 гг. возвёл здание духовной семинарии Геворгян (за пределами монастырской ограды, к востоку от собора). В отличие от памятников XVII в., в архитектуре которых присутствуют элементы древневосточного, иранского зодчества, этим сооружениям свойственно соединение национальных особенностей зодчества с европейскими, в том числе русскими, элементами. Во второй половине XIX – начале XX вв. Вагаршапат являлся одним из главных армянских культурных центров. В 1868 г. здесь было основано первое в Армении периодическое издание – официальный орган католикосата журнал «Арарат». В 1870 гг. открылись новый читальный зал библиотеки, насчитывавшей 45 тыс. книг, Рипсимийская девичья школа, Эчмиадзинский музей. В советское время преподаватели семинарии Геворгян составили костяк кадров Ереванского государственного университета, фонды библиотеки легли в основу создания Национальной библиотеки и Института рукописей Матенадаран. Вагаршапат оказался местом, где работали выдающиеся деятели культуры и исторической науки: Комитас (Согомон Геворкович Согомян), Рачия Акопович Ачарян, Егише Мартиросович Татевосян, Макар Григорьевич Екмалян, Галуст Тер-Мкртчян (Миабан), Ерванд Галустович Тер-Минасян, Гарегин Овсепян (католикос Гарегин I) и др. Возрождение армянской классики, отчасти в рамках национального модерна, отразилось в монументальном строительстве Вагаршапата начала XX в.: новые здания католикосата (Вехаран), начатые в 1910 г. на средства Александра Ивановича Манташева (Манташяна; архитектор Павел Зурабян), и библиотеки (Матенадаран; архитектор Павел Зурабян), школы-интерната (1910 гг., архитектор Василий Мирзоян). Монастырю Эчмиадзин в Вагаршапату принадлежали больница (1902 г.), лаборатория (1911 г.), обсерватория (1911–1914 гг.) и другие постройки. Единство материала большинства построек (туф тёплых тонов) и традиционные техники кладки обеспечило органичную связь между архитектурными сооружениями всех эпох на территории Эчмиадзина и Вагаршапата.

 



 
PR-CY.ru