ВАГАРШАПАТ - Страница 2

Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в Вагаршапате, так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль Вагаршапата сохранилась, в 484 г. князь Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил первую в Армении библиотеку. К V–VI вв., как полагают исследователи, относятся руины двух однонефных церквей, одна к востоку от современной церкви Рипсиме, другая недалеко от церкви Шогакат. На протяжении VII в. строительство в Вагаршапате велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвёл церковь-мартирий дев Рипсимид и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630–641 гг.) выстроил церковь-мартирий преподобномученице Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641 – 661/662 гг.) возвёл круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи Вагаршапата на месте знаменательной встречи освобождённого из неволи святителя Григория и царя Трдата III. Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и другими кочевниками привела к разрухе и упадку Вагаршапата. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в Вагаршапат. Покупка Вагаршапата католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443 – 1465/1466 гг.) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во второй половине XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора. В начале XVII в. иранский шах Аббас I велел разобрать собор Эчмиадзина и перевезти его в Исфахан, чтобы прервать нити, связывавшие с родиной тысячи армян-переселенцев, вывезенных в Иран. Мероприятие оказалось непосильным, что спасло храм от гибели. Католикос Мовсес III Татеваци (1629–1632 гг.) начал восстановление разорённых святынь Вагаршапата, монастырских и гражданских сооружений. С запада от собора была возведена монументальная арка, «Трдатовы ворота», под которыми ныне проходит процессия от католикосата в храм и обратно. Крупные работы по обустройству Эчмиадзинского монастыря и реставрации храмов святых Рипсимии и Гаиании были произведены при католикосе Пилипосе I Албакеци (1633–1655 гг.), с 1640 г. воссоздана Эчмиадзинская школа, получившая название Вардапетаран, в 1653–1658 гг. построена колокольня кафедрального собора. В конце XVII в. собор Эчмиадзинского монастыря был расписан изнутри. В 1694 г. на средства князя Агамала Шоротеци был возведён монастырь Шогакат (арм. – Лучезарное сияние) в память о явлении, описанном в «Видении» Григория Просветителя и первоначально ассоциировавшимся с кафедральным собором.

 



 
PR-CY.ru