Словарь по христианству В ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в городе Серпухове Московской области на левом берегу реки Нары. Основан князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению Сергия Радонежского (Полное собрание русских летописей). Строительство Высоцкого монастыря было частью программы князя Владимира по укреплению своей резиденции на Оке (возведение дубовой крепости на месте села Серпуховского, жители которой получили статус горожан). По просьбе князя Сергий Радонежский с учеником Афанасием Высоцким Старшим пришёл в Серпухов, избрал на берегу реки Нары, «близ града на Высоком», место для будущей обители и 9 декабря 1374 г. совершил молитву на основание церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной; вскоре были построены деревянные кельи и ограда. Преподобный Сергий поставил игуменом Высоцкого монастыря преподобного Афанасия, дав монастырю общежительный устав. Одним из первых пострижеников Афанасия был Никон Радонежский. Согласно «Слову о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» 1697 г. (Российская государственная библиотека), князь Владимир часто посещал Высоцкий монастырь, снабдил его утварью, иконами и книгами. Павшие во время Куликовской битвы воины серпуховского ополчения были погребены в Высоцком монастыре, в братской могиле, над которой по инициативе князя Владимира был построен и весной 1381 г. освящён каменный Зачатиевский храм. Одновременно была сооружена каменная трапезная Покровская церковь. Около 1380 г. некий «игумен Афанасий», которого большинство исследователей отождествляют с Афанасием Старшим, обратился к митрополиту Киевскому Киприану с вопросом о возможности принятия монастырём сёла от жертвователя. В ответном послании (Российская историческая библиотека) Киприан осудил приобретение монастырями вотчин, а также изложил фундаментальные правила общежития. При участии Афанасия в августе 1381 г. в монастыре были переписаны Пандекты монаха Никона Черногорца, содержавшие также выписки из творений св. отцов о правилах общежития. Осенью 1382 г. Афанасий Старший вместе с митрополитом Киприаном ушёл в Киев, а затем в Студийский монастырь, поставив настоятелем Высоцкого монастыря Афанасия Младшего. В 1392 г. из Константинополя в Высоцкий монастырь были посланы переписанные по благословению Афанасия Старшего сборник поучений и Житий (списки в Российской государственной библиотеке), а также иконы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи и других святых (см. Высоцкий чин). До 1920 г. семь икон находились над царскими вратами Зачатиевского собора (Российская государственная библиотека), в настоящее время шесть икон хранятся в Третьяковской галерее, одна – в Русском музее. В 1401 г. Афанасий прислал в Высоцкий монастырь переписанную им в константинопольском Богородицком монастыре версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное». После кончины Афанасия Младшего в 1395 г. настоятелем в сане архимандрита стал Никита Костромской. Являясь форпостом южных границ Московского государства, Высоцкий монастырь пользовался поддержкой великих князей, царей, воевод.

 



 
PR-CY.ru