ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ – подворье Троице-Сергиевой лавры, в Сергиевом Посаде (1919–1930 гг. – Сергиев, 1930–1992 гг. – Загорск) Московской области. Основан Московским архиепископом Платоном (Левшиным) в мае 1783 г. в 4 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, на берегах реки Кончуры и Ершовского (Вяльковского) пруда. Комментируя рассказ в январской Четьей Минее 1629 г. монаха Германа (Тулупова) об удалении Павла Обнорского из Троицкого монастыря в «отходную келию», неизвестный читатель рукописи XIX в. предположил: «Не была ли уединённая келлия ученика Сергиева, по особенным судьбам Божиим, на одном из тех мест, где ныне скит, или Вифания?». Вифанский монастырь устраивался как дача архиепископа Платона, который распорядился, чтобы новый монастырь стал также местом погребения насельников лавры «и по причине погребаемых братий, в надежде воскресения, по примеру Лазаря воскресшего» именовался Вифанией. На средства архиепископа Платона по проекту архитектора Н.М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь которого 6 августа 1785 г. была освящена в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 августа 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к северным и южным дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом, – в воспоминание трёх сеней, которые пожелал устроить на месте Преображения апостол Пётр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны – список с Купятицкой иконы Божьей Матери, над царскими вратами – икона Спаса Эммануила. У северных дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную церковь, у алтаря которой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской церкви (перламутровый образ Рождества Христова) была прислана митрополиту Платону Иерусалимским патриархом Авраамием. По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 г. колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре – икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил Иван Михайлович Никифоров. Впоследствии по подобию Преображенского собора был возведён Троицкий храм в Стефановом Махрищском монастыре и Преображенская церковь в селе Творишичи (ныне Жирятинского района Брянской области).

 



 
PR-CY.ru