ВЛАДИСЛАВ - Страница 3

В России личность и деяния Владислава, прежде всего, его участие в перенесении мощей св. Саввы, стали известны в первой четверти XVI в. благодаря житию св. Саввы, написанному Феодосием (принесено в Москву с Афона в 1517 г.), и родословию сербских правителей в Житии деспота Стефана Лазаревича Константина Костенечского, послужившими источниками Русского Хронографа (1518–1522 гг.), а через него Никоновской летописи. Почитание Владислава в России как святого началось не раньше последней четверти XVI в. и связано с достаточно регулярными (упоминаются в 1587, 1628, 1635, 1638, 1647, 1652, 1657, 1659, 1664, 1667, 1688 гг.) посольствами за «милостыней» в Москву иноков монастыря Милешева. По мнению исследователей, почитанию Владислава отчасти способствовало смешение его с соимённым венгерским королём из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя», по легенде обращённым в православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского монастыря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу Владислава. Прижизненный портрет молодого Владислава сохранился в росписях Вознесенского собора монастыря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на восточной стене со своими предками и братьями и, как полагают исследователи, на южной стене в царском облачении. Прижизненное изображение Владислава также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабжённой надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи»; до второй половины XIX в. реликвия хранилась в монастыре св. Павла на Афоне (в настоящее время местонахождение её неизвестно). Раннее посмертное изображение Владислава находится в стенописях монастыря Арилье (1296 г.). Его изображение включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (около 1320 г.), Пече (около 1330 г.), Дечанах (около 1350 г.) и Ораховице (1594 г.). Владислав изображён как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 1570 гг. (Российская национальная библиотека), в сюжетах, посвящённых сербской истории XIII в., как святой – на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741 г.). Описание иконографии Владислава содержится в списках русского Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в. под 7 июля: «...Сед, кудряв в царском венце, брада Афанасия Александрийскаго, в порфире, в правой руке крест, а в левой свиток: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой».



 
PR-CY.ru